Как судебная власть Кубани разрешает публичные споры исполнительной власти с гражданами и организациями, а также как исполнительная власть края реагирует на решения судов

11 апреля 2017 г.

Марченко.png

На сайте администрации региона опубликован ежегодный доклад «О восприятии уровня коррупции в Краснодарском крае». Этот весьма интересный документ  содержит специальный раздел «Анализ рассмотрения в 2016 году вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов, о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, подведомственных учреждений (организации) и их должностных лиц, и принятых мерах».

Данный раздел показывает, как судебная власть Кубани разрешает публичные споры исполнительной власти с гражданами и организациями, а также то, как исполнительная власть края реагирует на решения судов. Иными словами, данный материал иллюстрирует теорию разделения властей, закрепленную в ст. 10 Конституции Российской Федерации,  в действии.

Этот раздел доклада приводится без сокращений.

 В отчетном периоде исполнительными органами государственной власти Краснодарского края обеспечено рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, подведомственных организаций и их должностных лиц.

В государственное управление ветеринарии Краснодарского края в 2016 году поступило из межрайонных отделов контроля и надзора 11 решений судов о признании незаконными актов, вынесенных должностными лицами управления. Кроме того, в 2016 году решением Каневского районного суда работник ГБУ Краснодарского края «Ветуправление Каневского района» признан виновным по ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации («Получение взятки»), в связи с чем был уволен в установленном законодательством порядке. По факту признания Сочинским районным судом незаконным постановления по делу об административном правонарушении по ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных, либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства) проведена служебная проверка в отношении государственных гражданских служащих Краснодарского края межрайонного отдела надзора «Сочинский», по результатам которой подтверждены факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, но к дисциплинарной ответственности государственные гражданские служащие Краснодарского края межрайонного отдела надзора «Сочинский» не были привлечены (в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности). По фактам признания Курганинским районным судом (2 вступивших в законную силу судебных акта) и Арбитражным судом Краснодарского края (3 вступивших в силу судебных акта) незаконными постановлений по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно- санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных, либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства) и их отмены, в отношении государственных гражданских служащих Краснодарского края межрайонных отделов контроля и надзора «Лабинский» и «Кавказский» проведено 5 служебных проверок, в результате которых к 4 государственным гражданским служащим Краснодарского края были применены дисциплинарные взыскания в виде замечания. По факту отмены Тбилисским районным судом (2 вступивших в законную силу судебных акта) постановлений по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 10.7 КоАП РФ (сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных) и прекращения административного производства в виду малозначительности, в отношении государственных гражданских служащих Краснодарского края межрайонного отдела контроля и надзора «Кавказский» проведена служебная проверка. В связи с доказанностью судом события административного правонарушения государственные гражданские служащие Краснодарского края межрайонного отдела контроля и надзора «Кавказский» к дисциплинарной ответственности не привлекались. По фактам признания Гулькевичским и Белоглинским районными судами незаконными протоколов об административных правонарушениях по ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и Славянским районным судом по ч. 8.1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль), служебные проверки в отношении государственных гражданских служащих Краснодарского края межрайонных отделов контроля и надзора «Кавказский» и «Славянский» не проводились. Руководитель государственного управления ветеринарии Краснодарского края, изучив материалы, пришел к выводу о надлежащем исполнении должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Краснодарского края указанных отделов и о подтверждении событий совершения административных правонарушений в материалах административных дел. Меры ответственности в отношении должностных лиц, действия (бездействие) которых признаны решением суда незаконными, не применялись, ввиду отсутствия оснований. В 2016 году в отношении подведомственного департаменту информационной политики Краснодарского края ГУП КК «Редакция газеты «Тихорецкие вести» Тихорецким городским судом Краснодарского края вынесено решение о признании незаконным бездействия предприятия, выразившегося в непринятии достаточных и своевременных мер по государственной регистрации прав на используемое государственное имущество. В настоящее время определением Краснодарского краевого суда, в связи с подачей кассационной жалобы, исполнение вступившего в законную силу решения суда приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции. В целях исполнения решения суда ГУП КК «Редакция газеты «Тихорецкие вести» ведется работа по оформлению прав на недвижимое имущество, в том числе подготавливается исковое заявление о признании права на часть имущества в связи с имеющимися разночтениями в правоустанавливающих документах. Департамент информационной политики Краснодарского края контролирует процесс оформления прав на недвижимое имущество, о чем ежемесячно направляет информацию по установленной форме в департамент имущественных отношений Краснодарского края.

В отношении министерства природных ресурсов Краснодарского края в 2016 году вынесен 21 судебный акт о признании недействительными ненормативных правовых актов, из которых 19 судебных актов – в отношении постановлений о назначении административных наказаний, 2 судебных акта – в отношении приказов о досрочном прекращении права недропользования. Согласно информации министерства природных ресурсов Краснодарского края при принятии решений судами применяются положения ст. 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Суды, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также отсутствие данных о причинении вреда третьим лицам, не установив пренебрежительного отношения привлекаемых лиц к своим обязанностям, приходят к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, оно не создает существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом интересам, что как раз свидетельствует о наличии обстоятельств, являющихся исключительными при применении положений о малозначительности (п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10). При этом следует отметить, что малозначительность является категорией оценочной, применяется судами по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и согласно сложившейся судебной практике вышестоящими инстанциями не отменяется. Кроме того, постановления министерства о назначении административного наказания признаются судами незаконными и отменяются ввиду того, что назначенный привлекаемому лицу штраф не соответствует характеру совершенного им правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и, по мнению суда, влечет избыточное ограничение его прав, в связи с чем судами принимаются решения о снижении штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ. При этом в рассматриваемых случаях суды отмечают, что состав административного правонарушения министерством доказан в полном объеме, однако, применяя положения ст. 4.1 КоАП РФ, назначают наказание менее минимального размера административного штрафа. Основанием для отмены постановлений министерства о назначении административного наказания также являются и процессуальные нарушения при привлечении виновных лиц к административной ответственности. Имеет место ненадлежащее уведомление привлекаемых лиц о составлении и вынесении18 процессуальных документов, а также несоблюдение сроков привлечения к административной ответственности, а, учитывая, что в силу п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуальных требований является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены, а также сложившуюся судебную практику, обжаловать решения судов первой инстанции не представляется возможным. В результате анализа указанных судебных актов, проведенного в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не установлено наличие вины должностных лиц министерства природных ресурсов Краснодарского края, а также недостатков в организации деятельности, как отдельных структурных подразделений, так и министерства природных ресурсов Краснодарского края в целом.

В 2016 году рассмотрены вопросы правоприменительной практики по результатам 66 вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) департамента имущественных отношений Краснодарского края, подведомственных ему организаций и их должностных лиц, из которых: 64 – обжалованы в апелляционном порядке, 49 – в кассационном, 3 судебных акта отменены и направлены на новое рассмотрение, 1 судебный акт принят по результатам обжалования в пользу департамента имущественных отношений Краснодарского края, 62 судебных акта удовлетворили требования истцов. Судебные акты о незаконных решениях и действиях (бездействии) в отношении должностных лиц департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также подведомственных учреждений (организаций) и их должностных лиц не принимались. Департаментом имущественных отношений Краснодарского края проводятся мероприятия по предупреждению и устранению причин принятия решений, которые в дальнейшем обжалуются заявителями в судебном порядке и по которым принимаются судебные решения о признании их недействительными, в том числе проводится анализ норм действующего законодательства и судебной практики, который выявил что, как правило, принятие обжалуемых решений обусловлено отсутствием достаточного регулирования спорных отношений, а также наличием в действующем отраслевом законодательстве норм, допускающих неоднозначное толкование. В департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края рассмотрены вопросы правоприменительной практики по результатам вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края о признании недействительным предписания управления государственного строительного надзора Краснодарского края. Вступление в силу данного решения суда не требует принятия мер, направленных на предупреждение нарушений, поскольку данные действия признаны незаконными по определенному объекту с учетом конкретных обстоятельств, не имеющих обобщающих признаков. Меры ответственности в отношении должностных лиц, действия (бездействия) которых признаны решением суда незаконными, не применялись, ввиду отсутствия оснований.

 В 2016 году государственной жилищной инспекцией Краснодарского края обеспечено рассмотрение правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу 14 решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов инспекции и 11 решений судов о признании незаконными действий должностного лица государственной жилищной инспекции Краснодарского края. В этой связи проведено 11 служебных проверок в отношении должностных лиц, чьи действия признаны судом незаконными. По результатам служебных проверок: установлена вина 7 государственных гражданских служащих Краснодарского края. Меры дисциплинарного взыскания не были применены ввиду того, что со дня совершения дисциплинарного проступка прошло более шести месяцев; в суды направлены 5 регрессных исков о взыскании судебных расходов: 3 иска судами удовлетворены, с должностных лиц взысканы судебные расходы и возвращены в доход краевого бюджета, 2 иска находятся в стадии апелляционного обжалования.

В отношении управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края в 2016 году вынесен 1 судебный акт о признании незаконным и необоснованным действия управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия. Краснодарским краевым судом решение было оставлено без изменения, апелляционная жалоба управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края без удовлетворения. Информация об основаниях признания незаконным предписания доведена до сведения государственных гражданских служащих управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.

В соответствии с информацией, представленной правовым департаментом администрации Краснодарского края: 1) По заявлению Лабинского межрайонного прокурора. Лабинский городской суд Краснодарского края признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Лабинский район, обязал администрацию муниципального образования Лабинский район произвести расчет финансовых затрат, необходимых для организации отдельных государственных полномочий в части отлова, размещения и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания, администрацию Краснодарского края осуществить финансирование мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования Лабинский район в части отлова, размещения и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания, согласно произведенного администрацией муниципального образования Лабинский район расчета необходимых финансовых затрат. Администрацией Краснодарского края была подана апелляционная жалоба. Решение суда первой инстанции осталось без изменения, жалоба без удовлетворения. Не согласившись с вынесенным апелляционным определением, в настоящее время администрацией Краснодарского края ведется работа по подготовке кассационной жалобы на указанные судебные акты.

2) По заявлению ООО «ТСМК». Определением Краснодарского краевого суда прекращено производство по делу по заявлению ООО «ТСМК» к администрации Краснодарского края и администрации г. Сочи о признании пункта 5.1.5 Генеральной схемы очистки г. Сочи, утвержденной постановлением администрации г. Сочи, не соответствующей21 федеральному законодательству, о возложении на администрацию Краснодарского края и администрацию г. Сочи обязанности по определению полигона для размещения отходов, образующихся на территории г. Сочи, соответствующего действующему законодательству, а также по внесению изменений в Генеральную схему очистки г. Сочи, утвержденную постановлением администрации г. Сочи в части определения полигона для размещения отходов, соответствующего требованиям действующего законодательства.

3) По заявлению гражданина М. Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края отказано в удовлетворении административного иска гражданина М. к администрации муниципального образования Гулькевичиский район Краснодарского края, специальной комиссии муниципального образования Гулькевичский район по борьбе с африканской чумой свиней, администрации Соколовского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края, государственному управлению ветеринарии Краснодарского края, ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района», администрации Краснодарского края о признании незаконными дорожной карты от 27.07.2015 по обеспечению выполнения ветеринарных требований в деятельности ЛПХ гражданина М., протокола от 11.12.2015 № 83 оперативного штаба по недопущению распространения заболевания африканской чумой свиней на территории муниципального образования Гулькевичский район, признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, принятых во исполнение протокола от 11.12.2015 № 83 и дорожной карты. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 01.09.2016 решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 12.05.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

4) По административному исковому заявлению Военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 25.03.2016 суд признал решение призывной комиссии г. Новороссийска от 24.12.2014 и призывной комиссии Краснодарского края от 31.12.2014 об освобождении гражданина А. от призыва на военную службу незаконными, возложил на военный комиссариат Краснодарского края и призывные комиссии г. Новороссийска и Краснодарского края обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом гражданина А. на военную службу.

5) По административному исковому заявлению военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации. Решением Геленджикского городского суда от 03.08.2016 отказано в удовлетворении административного искового заявления военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации о признании решения призывной комиссии г. Геленджика от 17.12.2014 и призывной комиссии Краснодарского края от 26.12.2014 об освобождении гражданина Ш. от призыва на военную службу незаконными, возложении на военный комиссариат Краснодарского края и призывные комиссии г. Геленджика и Краснодарского края обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом гражданина Ш. на военную службу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 06.12.2016 решение Геленджикского городского суда от 03.08.2016 отменено, апелляционное представление военного прокурора Новороссийского гарнизона удовлетворено. 6) По административному исковому заявлению военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 25.03.2016 суд признал решение призывной комиссии г. Новороссийска от 02.10.2014 и призывной комиссии Краснодарского края от 19.11.2014 об освобождении гражданина Б. от призыва на военную службу незаконными, возложил на военный комиссариат Краснодарского края и призывные комиссии г. Новороссийска и Краснодарского края обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом гражданина Б. на военную службу.

7) По административному исковому заявлению военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 05.04.2016 суд признал решение призывной комиссии г. Новороссийска от 05.12.2014 и призывной комиссии Краснодарского края от 10.12.2014 об освобождении гражданина С. от призыва на военную службу незаконными, возложил на военный комиссариат Краснодарского края и призывные комиссии г. Новороссийска и Краснодарского края обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом гражданина С. на военную службу. Обязал гражданина С. явиться в призывную комиссию г. Новороссийска, сдать выданный военный билет и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

8) По административному исковому заявлению военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации. Решением Геленджикского городского суда от 11.05.2016 отказано в удовлетворении административного искового заявления военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации о признании решения призывной комиссии г. Геленджика от 12.11.2014 и призывной комиссии Краснодарского края от 19.11.2014 об освобождении гражданина М. от призыва на военную службу незаконными, возложении на военный комиссариат Краснодарского края и призывные комиссии г. Геленджика и Краснодарского края обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом гражданина М. на военную службу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09.08.2016 решение Геленджикского городского суда от 11.05.2016 отменено, апелляционное представление военного прокурора Новороссийского гарнизона удовлетворено.

9) По административному исковому заявлению военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации. Решением Геленджикского городского суда от 11.05.2016 отказано в удовлетворении административного искового заявления военного прокурора Новороссийского гарнизона в интересах Российской Федерации о признании решения призывной комиссии г. Геленджика от 17.12.2014 и призывной комиссии Краснодарского края от 24.12.2014 об освобождении гражданина С. от призыва на военную службу незаконными, возложении на военный комиссариат Краснодарского края и призывные комиссии г. Геленджика и Краснодарского края обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом гражданина С. на военную службу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09.08.2016 решение Геленджикского городского суда от 11.05.2016 отменено, апелляционное представление военного прокурора Новороссийского гарнизона удовлетворено.





924

Оставить комментарий




















Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ