КС РФ подтвердил право налогоплательщика на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке

25 Июня 2015 г.
КС РФ подтвердил право налогоплательщика на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке

25 июня 2015 года Конституционный Суд РФ подтвердил право налогоплательщика на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.

Дело о проверке конституционности  пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса РФ по жалобе гражданина Республики Беларусь Лярского Сергея Петровича рассмотрено 19 мая 2015 года.

Напомним, в июле 2010 года гражданин Белоруссии Сергей Лярский приехал в Москву на работу в одну из столичных компаний. Так как он не являлся налоговым резидентом РФ, с этого времени с его дохода удерживался налог на доходы физических лиц по повышенной ставке 30 процентов.

В сентябре 2011 года Сергей Лярский подал в налоговую инспекцию декларацию за 2010 год и заявление о возврате суммы излишне удержанного налога за этот год. Заявитель полагал, что в связи с приобретением им статуса налогового резидента, налог необходимо пересчитать по ставке 13 процентов. Налоговая инспекция с ним не согласилась. А в последовавших затем судебных решениях Лярскому указали, что по итогам 2010 года он не являлся налоговым резидентом, поскольку находился в России всего 172 дня. Для признания налоговым резидентом лицо должно находиться на территории РФ в течение календарного года в совокупности не менее 183 дней.

Суды также не нашли оснований для применения в его деле Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 года. Согласно документу, для граждан одного государства, работающих по найму в другом, для уплаты налога по ставке 13 процентов допускается возможность исчисления требуемых 183 дней с переходом из одного календарного года в другой.

 Заявитель считает, что оспоренные нормы должны применяться с учетом международных соглашений в налоговой сфере. Он ссылается на положения Протокола к межправительственному соглашению, связывающего возникновение статуса налогового резидента РФ с фактом непрерывного пребывания на территории РФ, а не с налоговым периодом. По его мнению, ограничивая необходимый для приобретения статуса налогового резидента срок непрерывного пребывания на территории РФ пределами одного календарного года, оспоренные нормы нарушают требования части 2 статьи 15 и части 1 статьи 46 Конституции РФ.

 КС РФ исходил из того, что Конституция РФ, закрепляя основы налогового суверенитета страны, допускает заключение международных договоров, предусматривающих особенности взимания налогов с доходов иностранных граждан от источников на территории России. 

Особое значение приобретает устранение двойного налогообложения доходов и предоставление национального режима уплаты налогов физлицам, осуществляющим длительную трудовую деятельность в другом государстве.  Такова, в частности,  цель Соглашения между Правительствами РФ и Республики Беларусь.

Материалы, изученные КС РФ, свидетельствуют о том, что реализация положений указанного межправительственного Соглашения затруднительно. Установленные критерии, как правило, применяются во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде, содержащимися в Налоговом кодексе, что противоречит их смыслу. Соглашение устанавливает особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса по итогам налогового периода и отличающееся тем самым от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физлиц.

Соответственно, определение лиц, имеющих право воспользоваться таким налоговым регулированием, должно осуществляться на основании Протокола и вне связи с Налоговым кодексом.  Более того, при разрешении аналогичных дел правоприменители должны учитывать не только данное правовое регулирование, но и Договор о Евразийском экономическом союзе, который закрепил безусловное  распространение на физлиц –  налоговых резидентов государств – членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов.

При этом оспариваемые положения Налогового кодекса РФ не могут быть признаны несоответствующими Конституции РФ. Налоговый статус физлица – исходя из критерия нахождение его в РФ – точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого периода он требует уточнения. С 1 января 2011 года Налоговый кодекс был дополнен нормой, установившей особый порядок возврата суммы налога на доходы физлиц по итогу налогового периода, распространяющийся на налогоплательщиков, ставших резидентами. Такой возврат производится соответствующим налоговым органом при подаче декларации по окончании указанного налогового периода и документов, подтверждающих статус налогового резидента в этом периоде.

Таким образом, Налоговый кодекс прямо указывает на необходимость перерасчета налога, а  соблюдение налогоплательщиком всех условий позволяет получить право на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.

Правоприменительные решения по делу гражданина Республики Беларусь Сергея Лярского подлежат пересмотру с учетом данного решения КС РФ.





683

Оставить комментарий

Календарь событий на


Журнал



О проекте



Юридическая
консультация

Вопрос:

Какие требования предъявляются к кандидатам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации?

Ответ:

prok.jpg

Опрос

Как Вы относитесь к идее возвращения смертной казни за терроризм?
Проголосовать

Наши партнеры

КубГУ
РГУП
Нии
potapenko.pro