Академическое повышение квалификации судей как важное направление совершенствования правосудия

13 августа 2013 г.

Соболев В. В., декан факультета повышения квалификации судей Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ

Опубликовано: "Судебные ведомости" №2 2013.

По соглашению с редакцией журнала  "Судебные ведомости"  "Кубанским агентством судебной информации" предоставлена площадка для размещения электронной версии материалов указанного издания.

«Должен быть создан Всероссийский научный судебный центр, задачами которого должны стать: профессиональная подготовка судей, проведение научных исследований в области осуществления правосудия и обеспечения научно-исследовательской поддержки органов судейского сообщества».

(Из Постановления IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996г.).

В одном из разделов Концепции судебной реформы в Российской Федерации, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991года, указан ряд её принципов, основных идей и мероприятий. Среди них такие, как «…прогнозирование необходимой численности обучающихся в системе высшего юридического образования с учетом потребности судов в кадрах, определение мест для стажировки будущих судей, создание и организация учреждений, обеспечивающих повышение квалификации судей». В целях реализации положений Концепции на данном направлении в 1998 году была создана Российская академия правосудия (РАП).

Это было значительным явлением для всего судейского корпуса. В России к тому времени все правоохранительные и силовые структуры (прокуратура, КГБ, МВД) имели свои вузы, академии и др. В отличие от них, судьи не имели подобного специализированного вуза.

Учредителями Академии явились Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, что придало статусу вуза соответствующий уровень, а также повышенные требования к качеству образования. Из ряда структурных подразделений Филиала (факультетов, кафедр, отделов и др.) функция повышения квалификации судей и работников аппаратов судов возложена непосредственно на Факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов и Судебного департамента (ФПК). Как самостоятельная организационная структура факультет повышения квалификации был образован в августе 2004 года.

В сфере дополнительного профессионального образования институт повышения квалификации, несомненно, важен для судебной деятельности в целом. Судьи, как бы то ни было, последнюю точку ставят как в гражданско-правовом споре, так и в административном или уголовном деле. Это своего рода профессиональный контроль над всеми предшествующими инстанциями. К примеру, в уголовном судопроизводстве – это дознание, следствие, поддержание обвинения и др.

Судьи должны знать все тонкости требований закона, предъявляемые к судебному следствию, постановлению приговора, значению вердикта присяжных заседателей, а также уметь принять компетентное решение. Для того чтобы судьи профессионально соответствовали своему статусу, им необходимо постоянное обновление правовых знаний посредством повышения квалификации. Особенно это важно сейчас, во время судебно-правовой реформы, в период сверхдинамичной корректировки законодательства. К примеру, только за последний период действия Уголовного кодекса Российской Федерации по его изменению приняты десятки Федеральных законов, появились совершенно новые нормы и целые уголовно-правовые институты. Но наряду с позитивным обновлением реформируемого законодательства не менее динамично множатся его корректировки и, к сожалению, бессистемные изменения процессуального и материального законов, их норм, нередко противоречащих друг другу. Практические работники знают, что это такое.

Поэтому чтобы судьи постоянно имели поддержку своих профессиональных навыков, увереннее ориентировались как в обновляющемся законодательстве, так и складывающейся судебной практике, согласно Федеральному закону «О статусе судей Российской Федерации» они должны систематически проходить повышение квалификации. Причем это стало обязательным для судей всех уровней: от мировых до судей Верховного Суда РФ.

География реализации академических программ повышения квалификации является весьма обширной. За Филиалом закреплены все регионы юга России, начиная с Чечни и заканчивая Краснодарским краем: Адыгея, Ставропольский край, Северная Осетия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская Республика, 7 гарнизонных военных судов и Ростовский окружной военный суд. За год на базе ФПК проходят повышение квалификации более 20 категорий специалистов в 30 и более потоков, общей численностью свыше 800 слушателей. Это мировые судьи, кандидаты на должность мирового судьи, помощники председателей и судей верховных, краевых, районных, городских судов, секретари судебных заседаний, консультанты, администраторы судов и другие. Названные категории специалистов, которые обслуживают аппараты судов и судебных участков, как правило, это достаточно зрелые, имеющие высшее юридическое образование профессионалы. Всего с 2001 года по программам ФПК повышение квалификации прошли около 8000 человек.

Слушатели из числа работников судебного аппарата – госслужащие судов и Судебного департамента, как и мировые судьи, по завершении курса по соответствующей учебной программе получают удостоверение государственного образца, что служит основанием для включения в кадровый резерв соответствующего уровня. По учетным оценкам и по мнению преподавателей, а это большей частью действующие судьи и судьи в отставке, уровень профподготовки слушателей факультета весьма высокий. Особенно секретари судебного заседания, помощники председателей и судей федеральных судов районного звена, верховных, краевых судов и мировых судей, как правило, обладают достаточными теоретическими знаниями и практическим опытом, чтобы быть рекомендованными в кандидаты на должность судьи.

Важным в сфере дополнительного образования является введение института профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должность. Если курс повышения квалификации судей длится две недели, то переподготовка судьи, впервые назначенного на должность, рассчитана до трёх месяцев (для мировых судей) и для судей федеральных судов – до полугода. Нововведение успешно освоено. Филиалом уже произведено четыре выпуска мировых судей, прошедших переподготовку по 500-часовой учебной программе. Судя по отзывам, это положительно работает на повышение качества осуществления правосудия.

Учебные занятия по программам факультета повышения квалификации и переподготовки мировых судей проходят в здании краевого суда, где руководством выделено для занятий со слушателями ФПК специальное помещение. В часы практических занятий мировые судьи присутствуют на процессах судебных коллегий и заседаниях президиума краевого суда.

С давних пор базовым судом районного звена для Филиала является Советский районный суд Краснодара, где помимо прохождения практики студентами юридического факультета, организовываются практические занятия со слушателями факультета повышения квалификации.

Благодаря такому подходу коллег к филиалу Академии правосудия, чувствуется реальная поддержка, преемственность и связь с практической стороной отправления правосудия. Главное, что есть понимание необходимости плановой, на академическом уровне, организации повышения квалификации специалистов судебной системы и особенно судей. В конечном счёте, это означает – дать возможность слушателям получить системные знания в области применения права, включиться в систематический образовательный процесс поддержания ими своего профессионального уровня.

Кроме того, как отмечают специалисты, уникальность Академии правосудия как юридического вуза в том, что наряду с академическим базовым высшим профессиональным образованием в гармоничном единстве реализуется дополнительное профессиональное образование. Именно преемственность, что весьма важно, от полученных теоретических базовых знаний к практическому их применению, осуществляется здесь же посредством повышения квалификации судей и специалистов, непосредственно обеспечивающих функции осуществления правосудия.

Согласно мнению ректора Российской академии правосудия, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи при ВККС РФ Валентина Валентиновича Ершова: «Концепция обучения федеральных и мировых судей, прежде всего, основывается на том, что обучение будущего судьи должно начинаться в наиболее раннем возрасте и продолжаться в течение всего периода профессиональной деятельности судьи, должно быть обязательным, специализированным и регулярным». В этом, пожалуй, заключается сущность института повышения квалификации судей и специалистов аппарата судов в целом.





1557

Оставить комментарий

Презентации



Журнал



О проекте



Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ