Проблемы современной женской преступности

10 мая 2015 г. Савченко В.А., канд. юрид. наук., доцент Государственного Морского Университета им. Ф.Ф. Ушакова г.Новороссийск, федеральный судья в отставке
Проблемы современной женской преступности

Опубликовано: "Судебные ведомости" №1 2015. 

По соглашению с редакцией журнала  "Судебные ведомости"  "Кубанским агентством судебной информации" предоставлена площадка для размещения электронной версии материалов указанного издания. 

Будучи особой разновидностью преступности, женская преступность представляет собой сочетание социальных и индивидуально-психологических явлений. Анализ современной отечественной преступности среди женщин, ее количественные и качественные всевозрастающие показатели, не могут не вызывать обоснованной тревоги у общества и государства. 

Основной характерной особенностью женской преступности является преобладание корыстных преступлений, совершаемых путем присвоения, растраты, мошенничества, обмана потребителей. В определенной мере это объясняется тем, что женщины наиболее остро переживают материальные трудности в быту и семье. Как хозяйке «семейного очага», им приходится заботиться о содержании семьи, питании детей, присмотре за престарелыми родными  и близкими. Поэтому любое ухудшение бытового, материального и морального положения в семье женщинами ощущается более остро, чем мужчинами.

Отметим также, что в последнее время в связи с ростом количества женщин руководителей, наблюдается увеличение совершаемых  женщинами таких преступлений, как злоупотребление служебным положением, взяточничество, что тоже имеет  корыстную направленность.

Наконец, типично женским насильственным преступлением является убийство новорожденного ребенка, которое совершается во время родов, либо сразу после них (ст. 106 УК РФ). Другие убийства и причинения телесных повреждений, которые совершают женщины, основаны в большинстве на семейно-бытовой почве. Жертвами таких преступлений являются мужья, сожители, любовники и любовницы, ближайшие родственники и даже дети.  При крайней деморализации личности на почве алкоголизма и наркомании женщины  совершают преступления по тяжести последствий аналогичные  для мужчин.  Это жестокие насильственные и иные действия, даже участие в изнасилованиях1.  

В последние годы преступления  женщин пополнились новыми формами агрессивного поведения, такие как заказные убийства своих конкурентов и близких людей, соперниц и т.п. Эти  преступления,  в основном, совершаются  по корыстным мотивам либо на почве ревности. Относительно новым явлением становятся объединения преступниц в устойчивые группы для совершения разбойных нападений и других опасных правонарушений, связанных с жестоким и циничным насилием над личностью. Часто женщина не только организовывает и  возглавляет преступную группу, но и сама совершает наиболее жестокие и изощренные преступления. Нередки случаи, когда при совершении ряда преступлений женщины принимают не прямое,  а косвенное участие. Подобное участие   заключается чаще всего в подстрекательстве, укрывательстве или в использовании и реализации добытого преступным путем.

Совершение преступлений представительницами «слабого пола»  несут угрозу всей гуманитарной сфере общественной жизни, ослабляют базовые институты и нравственные ценности российского общества. Наряду с причинением материального, физического, морального вреда обществу и его отдельным членам, преступления женщин подрывают духовные ценности всего общества, что, безусловно, влияет на устои самого государства.  Женскую преступность следует рассматривать как самостоятельный и самобытный феномен, а его  наличие вызывает необходимость всестороннего анализа  причин и условий  этого явления, более глубокого анализа  психологических свойств женщины – преступницы для принятия необходимых профилактических мер2.

Общепризнано, что у женщин,  больше чем у мужчин, развито стремление  к самоутверждению, они стараются нравиться окружающим и добиваться высокой оценки других людей,  производить на них особое впечатление.  Это не только стремление нравиться мужчинам и выглядеть лучше других, это стремление и потребность в подтверждении своего особого статуса. Не являются исключением в этом стремлении и женщины – преступницы. Однако у них это стремление приобретает порочную форму, пренебрегающую необходимость соблюдения норм морали, принципов, а, в конечном счете, и правовых норм3.

У большинства преступниц в характере отмечается стойкость аффективных психотравмирующих переживаний и высокая импульсивность. Это приводит к неадекватному восприятию и оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, необдуманности своего поведения. В связи с совершением противоправных действий женщины чаще испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее, причем это беспокойство усиливается в период отбывания наказания в местах лишения свободы4.

Говоря о причинах женской преступности, следует отметить, что в преступлениях современных женщин присутствуют, в частности, мотивы, связанные с определенными   факторами неравенства женщины с положением мужчины. Это  допускаемые порой неправомерные ущемления женщин в их трудовых правах, связанные с их беременностью и необходимостью ухода за детьми. Отрицательно влияет,  существующая до настоящего времени, приоритетность мужчин при выдвижении на руководящие должности,  а также сексуальные притязания со стороны работодателей,  состоящих в абсолютном большинстве из  мужчин5.

Потребность в самоутверждении, являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится у преступниц психологически навязчивой, существенно влияющий на весь образ жизни. Это ущербное  стремление к фиксации своего существования, бытия, места в жизни в целом. Усугубляется такое положение и наличием негативных черт характера – высокая конфликтность, злопамятность,  подозрительность, обидчивость и мстительность. При этом следует отметить  то обстоятельство, что на преступное поведение женщин существенное влияние оказывает более высокий, чем среди мужчин уровень неврозов и психопатий. Так, многие женщины, привлеченные к ответственности за умышленные убийства, имели аномалии психопатического типа, не исключающие вменяемость6. 

Вместе с тем, в сравнении с мужчинами – преступниками, женщины – преступницы  в основной своей массе менее подвержены хроническим асоциальным установкам, у них, в основном, отсутствуют устойчивые преступные убеждения7. Их социально-психологическая адаптация хотя и имеет определенные отклонения, но не является окончательно разрушенной. В этой связи рецидив преступлений у женщин случается значительно реже, чем у мужчин. Исключением являются преступницы-рецидивистки. Как правило, это,   в основном, хронические алкоголички и наркоманки, зачастую страдающие наличием у них психических заболеваний и расстройств8.

Новые экономические и социально – политические отношения, возникшие в нашей стране в 90-е годы не могли не коснуться условий жизни женщин и не оказать на них определенное негативное воздействие. Экономический кризис, безработица, обнищание основной массы населения, обострение национальных и межконфессиальных отношений.

Экономический уклад, стимулирующий алчное стремление к обогащению, формирует появление  в сознании людей  несовместимых с моралью и  общества от стремления служения общественным интересам к стремлению  максимального извлечения личной наживы, привел к негативным последствиям в социальных ориентирах.  Женщины, с их  природной чувствительной психикой, оказались наиболее уязвимой категорией общества в этом процессе.  В работе и личной карьере женщины стали больше отдавать предпочтение выгодным и легкодоступным видам деятельности, стремится к достижению успеха «любой ценой», что, несомненно, не могло не привести к росту нарушений правовых норм.    

Девальвация общепризнанных моральных, этических ценностей и идеалов, обострила зоны социального риска, и привела к значительному росту криминогенного потенциала в обществе и государстве. Значимыми факторами, детерминирующими криминальное поведение женщин, является  низкий уровень их  правового образования и общего воспитания, слабый уровень правовой культуры. Это крайне  отрицательно воспринимается малоимущими слоями населения, провоцирует их на совершение правонарушений и преступлений  для обеспечения себе такого подобия праздной жизни. Однако, следует отметить, что проживая в нормальных бытовых и семейных условиях у женщин, как правило, отсутствует криминальная мотивация, и совершение ими преступлений является редкостью. На совершение преступлений их, как правило, подталкивают возникшие драматические обстоятельства9.

Вместе с тем, сложившийся в настоящем уклад в обществе и современный стиль жизни создают определенные предпосылки для женской преступности. Экономическое положение в стране, связанное с невысоким уровнем жизни подавляющей массы населения, объективно вынуждает женщин, «хранительниц семейного очага» работать  на предприятиях и учреждениях для пополнения семейного бюджета. Это объективно необходимая жизненная обязанность для матерей-одиночек, а также и для подавляющего большинства замужних женщин. Таким образом, складывающиеся жизненные ситуация порождает у женщин обоснованную неуверенность в жизни,  провоцирует накопление защитной агрессии, ожесточения, враждебности к окружающему, что ведет к асоциальной адаптации10.

По прогнозам развития криминальной ситуации  в ближайшее время в России ожидается рост криминализации  в среде незащищенных групп населения имеющих доходы ниже прожиточного уровня, в том числе среди женщин. Способствовать этому будет, безусловно,  настоящее обвальное понижение курса рубля по отношению к другим валютам, что приведет к обнищанию значительной массы населения.

В истории развития российского государства  имеется великолепный пример, когда образованию и воспитанию детей было  придано значение как задаче особой государственной  важности. Так, по Указу российской царицы Екатерины Второй от 5мая 1764г. было создано «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». В России впервые в Европе была глубоко осознана роль женщины в обществе и государстве и задача воспитания и образования женщин была поставлена на государственном уровне. Просвещенная царица определила,  что для надлежащего образования и воспитания общества нужно предварительно подготовить самих воспитателей. Она достойно оценила важнейшую роль женщины в обществе и государстве.

Согласно положениям утвержденного ею Устава общества на учебу принимались дети не старше шести лет на двенадцатилетний период обучения. С родителей ребенка бралась расписка об отказе истребования назад ребенка до истечения срока обучения. Императрица полагала, что за долгий срок отсутствия девушки в невежественной среде поспособствует ей полностью изменить нравы и возвратиться полностью облагороженной. Целью деятельности общества было стремление к созданию «новой породы людей» Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание за казенный счет двухсот благородных девиц из дворян. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п. Просвещенный мир с большим интересом наблюдал за ходом этого великого эксперимента, считая его « чудом». Знаменитый Дидро посвящает этому учреждению восторженные строки: «Была решена неразрешимая проблема - воспитывать, воспитывать без принуждения. Там воспитываются Дамы благородные и очень образованные. Там у каждой есть возможность найти применение своим силам и развиваться». Впоследствии при обществе было открыто отделение и для детей мещан, двухгодичные курсы для учительниц церковно - приходских школ.

После Октябрьской революции,  этот прогрессивный эксперимент был прекращен и воспитательные его навыки  утрачены. Большевики стали героизировать женщин воинственных, безжалостных, в кожанках и с пистолетами, типа знаменитой одесской  «землячки», расстрелявшей лично несколько тысяч пленных российских офицеров. Подобная пропаганда  в обществе и государстве  нанесла мощнейший удар  по женской  психологии, лишая их главной сущности – женственности. Вместе с тем, нельзя предавать забвению этот великий образовательный и воспитательный эксперимент,  внедренный прогрессивной царицей. В настоящее время он  приобретает особую актуальность. Просвещенная и благородная женщина с присущей ей женственностью и теплотой сама не совершит преступления и воспитает своих детей достойными гражданами отечества.

Следует обратить внимание, что при проводимом эксперименте Екатерина исходила из гендерных особенностей полов между женщинами и мужчинами, обеспечив своих девушек отдельным образованием и воспитанием, без представителей мужского пола. Встречи с ними не  исключались, но проводились в рамках праздничных вечеров, балов, где девушки стремились показать свою образованность и воспитанность, а представители мужского пола свое рыцарство.

По нашему мнению, проблеме гендерного различия полов в нашей стране не придается должного внимания. Совместное  нахождение девочек и мальчиков в дошкольных заведениях, школах, средних и высших учебных заведениях имеет определенные недостатки и негативные последствия. Общеизвестно, что девочки физиологически и психологически развиваются быстрее мальчиков. Они проявляют себя более развитыми в детских садах, школах. Мальчики, ощущая определенные у превосходства девочек, на первых порах стремятся «компенсировать» отставание своим физическим превосходством, обижают девочек, вызывая у них озлобление и ответную агрессию. Подрастая, мальчики первыми нарушают дисциплину, начинают курить, ругаться, вступать в ранние половые связи. Не хотят от них в этом отставать и многие девочки. Современный стиль детей и молодежи, как правило, напористый, резкий, агрессивный. Девочки стараются  не отставать от ребят курят, пьют, заводят половых партнеров, для своей защиты занимаются  боевыми видами спорта – боксом, карате и др., образуют банды для самозащиты и нападений. Практически нет каких-либо воспитательных направлений  этического и нравственного характера при обучении в средних и высших учебных заведениях, где процесс сводится к читке предметных лекций. Так кто же, где и когда будет обучать наших девочек навыкам заботливых жен, матерей, учить их нежности, верности, женственности? Кто конкретно в обществе и государстве ответственен за то, чтобы у нас росли «девочки-принцессы», а не «девочки-разбойницы», которые потенциально могут стать женщинами – преступницами?

Представляется правильным, что государство в борьбе с преступностью вообще и женской преступностью, в частности, начинало профилактическую и воспитательную работу не только с момента рождения ребенка, но еще до его рождения с  будущей матерью. Как у Екатерины  Второй – «с воспитания воспитателя». Женские добродетели – милость,  мягкость, чистоту, заботливость и сострадание нужно воспитывать с детских пеленок, чтобы не вырастить женщину- монстра, женщину - преступницу. Со своей стороны полагаем, что для получения  наиболее положительного воспитательного и образовательного эффекта для детей и подростков необходимо максимально учитывать  гендерные факторы полов. Так называемая «бесполая педагогика», означающая совместное воспитание и обучение независимо от пола, все чаще подвергается  в последние годы критике, как в нашей стране, так и за рубежом. Проводимыми экспериментами в Англии при раздельном обучении в школах мальчиков и девочек было отмечено, что успеваемость и у одних и у других повышается. Учащиеся чувствуют себя более спокойно, у мальчиков не развивается комплекса неполноценности в отсутствии, более успевающих девочек и они уверенно чувствуют себя на своем «мужском поле», добиваясь более положительных успехов. В свою очередь девочки, не испытывая определенного прессинга со стороны мальчиков, наиболее полно раскрывают свои способности, не отвлекаются «строить глазки» мальчикам и обмениваться с ними записочками.

Представляется безусловным, что полная перестройка в нашей стране в настоящем невозможна из отсутствия необходимой материальной базы, специализации воспитательных и преподавательских кадров, не готовности  подобной перестройки общественного мнения. Вместе с тем, мы полагаем, что внедрение отдельных элементов гендерного воспитания, образования детей, гендерного отношения к взрослым женщинам, с целью увеличения комфортности их труда и быта, смогли бы дать, по нашему мнению, значительные положительные результаты.

Так, в дошкольных учреждениях было бы возможным раздельные на какое-то время в течение дня занятия с девочками и мальчиками. Девочки, с их природными наклонностями, занимались бы уходом за  куклами, игрушками, приобретая навыки будущих мам, а мальчики – военными игрушками и играми, как будущие воины отечества. На этих раздельных занятиях и можно бы закладывать черты характера будущих «принцесс», добропорядочных  жен и матерей и  мужественных «рыцарей» готовых защищать девочек, женщин, стариков и отечество. Аналогичные раздельные занятия можно было бы проводить и в школах, подбирая отдельную специфику предметов по гендорному признаку. Полезным было бы заниматься подобными вопросами в средних и высших учебных заведениях.

Наряду с подготовкой девушек на уроках домоводства с элементами этических и нравственных правил,  юношам на мужских занятиях  прививались бы установки  о чести и мужском достоинстве, благородстве, рыцарстве и патриотизме.

Общество и государство должно уделять должное внимание гендерным отличиям  в повседневной жизни и взрослым женщинам. Мы полагаем о необходимости  особого подхода к положению женщины с учетом ее особой функции. Необходимы установления для женщин определенных льгот в трудовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых вопросах – сокращение рабочего времени, увеличение времени отпусков, реальное увеличение разных видов пособий  и др. При этом особое внимание необходимо уделять многодетным семьям и семьям матерей-одиночек. Следует отметить, что в некоторых вопросах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства гендорные отличия женщин предусматриваются и женщины пользуются определенными льготными положениями. В вопросах профилактики женской преступности  государству и обществу необходимо  пересмотреть и достаточно оценить роль и место женщин в жизни современного общества, повысить их социальный статус в реализации  ими своих основных функций, связанных с семьей и воспитанием детей. Повышение для женщин  морального климата и улучшение материального благосостояния должно стать одним  из наиболее важных   и направлений.

Необходим комплекс мер в сфере экономического, социального, политического характера  в обеспечении  необходимой жизнедеятельности женщин в сфере производства, социального обслуживания, образования, здравоохранения. Реализация этих мер должна быть  заложена  в основу  деятельности общества и государства в проведении семейной политики.

 

1. Абызова Е.Р.  Меры индивидуально –воспитательного воздействия на лиц женского пола, совершающих преступления. М. 2011.

 2. Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения. Юридическая психология  2006.№ 10

3. Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2008. - 656с.

4. Волкова Т.Н. Женщины в зеркале криминала. Вологда 2000.

5. Долгова, А.И. Криминология / А.И. Долгова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 272с.

6. Кудрявцев, В.Н. Криминология: Учебник / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 734с.

7. Трошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин М, МПСИ Воронеж МОДЭК 2005 . -263с.

8. Шиханцов, Г.Г. Криминология: учебник / Г.Г. Шиханцов. - Минск: Издательство Гревцова, 2009. - 296с.

9. Долгова А.И. Криминология.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 246.

10. См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова.- М.: Юрист, 2004. С.309-310.

11. Там же: С. 302.

12ю Антонян Ю.М. мотивация преступного поведения. Юридическая психология. 2006. №10. С. 34.

13. Долгова А.И. Указ. соч. С. 274.

14. Шиханцов Г.Г. Криминология: Учебник. – Минск: Изд-тво Гревцова, 2009. С. 294.

15. Волкова В.Л. Женщины в зеркале крминала. Вологда, 2000. С. 82.

16. Шеховцов Г.Г. Указ. соч. С. 274.

17. Абызова Е.Р. Меры индивидуально-воспитательного воздействия на лиц женского пола, совершающих преступления. М., 2011. С. 11.

18. Трошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.: МПСИ, 2005. С. 26.  





4140

Оставить комментарий

Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ