Web-технологии в профессиональном образовании будущего специалиста для судебной системы

6 Июня 2013 г.

Медведев Ю.С.

д.т.н., профессор

профессор кафедры общеобразовательных дисциплин СКФ ФГБОУВПО «РАП»

Опубликовано: "Судебные ведомости" №3 2012.

По соглашению с редакцией журнала  "Судебные ведомости"  "Кубанским агентством судебной информации" предоставлена площадка для размещения электронной версии материалов указанного издания.

Стремительное развитие информационных технологий изменяет взгляды на образовательный процесс по подготовке специалистов для судебной системы. В настоящее время информационные технологии обучения объективно выделились в самостоятельное направление. Однако сложилось противоречие между потребностью информатизации учебного процесса в высшей школе и возможностью реализации информационных технологий обучения в рамках классической модели обучения.

Взамен классической парадигмы образования «преподаватель – учебник – студент» при подготовке специалистов для судебной системы всё шире используется схема «студент – средства информационных и коммуникационных технологий – преподаватель».

Применение интерактивных средств обучения даёт возможность вовлечь студентов ВУЗов юридического профиля в процесс познания. Постепенно происходит отход от организации учебного процесса, при которой в основном используется односторонняя форма коммуникации в пользу более эффективной многосторонней коммуникации, что подразумевает активность всех субъектов образовательного процесса.

Между тем, очевидно, что невозможно просто перенести имеющиеся коммуникативные навыки из традиционной в электронную среду.

Основой информационно -образовательной среды являются банки данных, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через локальную вычислительную сеть информационных ресурсов учебно-методического, научного, справочного и иного назначения. Сетевые технологии позволяют обеспечить информационный обмен между учебными заведениями, научными центрами, библиотеками.

С использованием Web-технологий появилась возможность оперативной доставки актуальной учебной информации широкому кругу заинтересованных лиц. Важность разработки и применения Web-ресурсов в учебном процессе уже ни у кого не вызывает сомнений.

До недавнего времени большинство образовательных Web-ресурсов, как правило, содержало лишь копии традиционных источников информации в формате html. Современные многофункциональные Web-приложения – это приложения, которые удобны для пользователя и обеспечивают функциональность, ставшую уже привычной для настольного (desktop) приложения.

Развитие технологий программирования на стороне Web-браузера достаточно долго сдерживалось, так как Web-браузеры обеспечивали весьма слабую совместимость, позволяя кроссбраузерно отображать только самые простые HTML-документы. Код более сложных Web-приложений разрабатывался, как правило, для конкретной версии Web-браузера.

Появление Rich Internet application (RIA, «богатое Интернет-приложение») позволило расширить круг решаемых задач и расширить сферу применения Web-приложений. До появления технологии Ajax Web-приложения выполнялись преимущественно на стороне Web-сервера. Web-браузер в таком случае играл роль пассивного монитора, который отображал полученный с Web-сервера HTML-документ. Управление поведением элементов пользовательского интерфейса осуществлялось путём полной перерисовки HTML-документа, полученного новым запросом с Web-сервера, а это слишком тяжеловесное решение.

В противоположность классическому Web-приложению, Ajax-приложение выполняется как на Web-сервере, так и на Web-клиенте, т.е. в Web-браузере.  Использование фонового (без перезагрузки основного HTML -документа) обмена данными между Web-браузером и Web-сервером позволяют создавать по-настоящему динамические Web-приложения.

В настоящее время Web-разработчики могут выбирать из широкого круга библиотек JavaScript, обеспечивающих кроссбраузерность (jQuery, Prototype.js, YHOO UI и др.). Такие библиотеки реализуют базовые средства разработки приложений, компоненты пользовательского интерфейса, такие как Slider, Accordion, Data Picker, визуальные эффекты,  технологию drag-and-drop. К положительным особенностям библиотек относятся профессиональный художественный дизайн и глубокая проработка каждого модуля библиотеки.

Современные Интернет-приложения для образования (Internet Applications in Education, IAE) используют мультимедийные технологии, удобные для пользователя и обеспечивают функциональность, ставшую уже привычной для настольного (desktop) приложения.

Модульная структура IAE позволяет обеспечить уровневое обучение, а также профильную специализацию, реализовывать индивидуальные учебные планы, объективно и оперативно контролировать качество обучения в профессиональном образовании специалиста для судебной системы.

IAE предоставляет практически неограниченные возможности, в том числе:

 

-  компьютерную визуализацию информации об исследуемом объекте, процессе;

 

 - компьютерное моделирование исследуемых процессов, явлений;

 

-  автоматизированную проверку результатов обучения с последующей выработкой рекомендаций индивидуально для каждого обучаемого.

 Учебные и методические материалы доступны круглосуточно. Возрастает интенсивность учебного процесса, повышается качество  самостоятельной работы студентов. В значительной степени развивается интеллект обучаемых. Существует возможность изменения уровня сложности изучения любой дисциплины в течение всего периода освоения образовательной программы. В IAE реализована функция самоконтроля, с возможностью выбора тем и уровня сложности материала, а также анализа допущенных ошибок.

Этому в немалой степени способствует высокая интерактивность современных IAE. Все перечисленные преимущества требуют чёткого определения функций информационных технологий в теории и методике профессионального образования для судебной системы.

Процесс информатизации высшего юридического образования в России серьезно сдерживается отсутствием единой методологии разработки IAE.

На сегодняшний день использование Web-технологий в образовательном процессе ограничивается отсутствием специализированных сервисов, которые бы обеспечивали комплексное использование учебно-методической информации. Разработка IAE  – процесс трудоёмкий, возможный только на основе системного подхода.

Создание таких Web-ресурсов невозможно без привлечения специалистов в области информационных технологий.

Нередко вместо создания целостных учебно-методических комплексов, разрабатываются программные продукты лишь по отдельным, наиболее сложным учебным вопросам и темам, для исследования различных процессов, объектов, явлений и др. Не всегда профессорско-преподавательский состав достаточно подготовлен к применению информационных технологий обучения студентов.

Отличительной особенностью современных ГОС ВПО является применение компетентностного подхода. Основной упор при этом делается не на наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению, а на исследовательский подход к изучению информации, необходимой для решения прикладных задач. Применяя устаревшие методики обучения, невозможно качественно подготовить современного специалиста для судебной системы, обладающего профессиональными знаниями и навыками их применения на практике. Динамичное развитие сетевых информационных технологий открыло широкие перспективы в сфере науки и образования. Очевидно, что в настоящее время возникла необходимость слияния образовательных и информационных технологий.

472

Оставить комментарий

Календарь событий на


Журнал



О проекте



Юридическая
консультация

Вопрос:

Я в роли поручителя, основной заемщик отказывается платить и коллектора обращ ко мне. Можно ли меня признать банкротом без привлечения основного заемщика, и начать с чистого листа. Кредит был 300 т. р. , а сейчас возрос до 1млн 200тр.  
С уважение,...

Ответ:

Да, Вы имеете право на подачу заявления о признании Вас банкротом.
Более полную консультацию (бесплатно)  вы можете получить в нашем офисе или по телефону: 212-777-8

Опрос

Как Вы относитесь к идее возвращения смертной казни за терроризм?
Проголосовать

Наши партнеры

КубГУ
РГУП
Нии
potapenko.pro