Актуальные проблемы юридического образования и правового просвещения в контексте развития гражданского общества

17 октября 2019 г.

Источник: Потапенко С.В. Актуальные проблемы юридического образования и правового просвещения в контексте развития гражданского общества // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием,  24–28 мая 2019 г. / отв. ред. А.А. Зайцев / Адм. Кр. кр., ЗСК, РОЗ, КРПОО «Знание», КубГУ. Краснодар: Экоинвест, 2019.  С. 210-215.

На сайте Pro-sud-123.ru статья размещена с согласия автора.

Аннотация. В статье сделана попытка раскрыть ключевую проблематику юридического образования и правового просвещения сквозь призму развития гражданского общества, предложены меры по улучшению взаимодействия юридических вузов и факультетов со структурами гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, юридическое образование, правовое просвещение, юридическая клиника, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, социально ориентированные некоммерческие организации, цифровизация.

Potapenko S.V. (Russia, Krasnodar) Actual problems of legal education and legal education in the context of the development of civil society

Abstract. The article attempts to uncover key issues of legal education and legal education through the prism of civil society development, and measures are proposed to improve the interaction of law schools and faculties with civil society structures.

Keywords: civil society, legal education, legal clinic, professional standard, federal state educational standard, socially oriented non-profit organizations, digitalization.

В юридической литературе справедливо обращается внимание на то, что «идеальным общественным устройством во все времена считалось такое, где гражданское общество принимает активное участие в формировании общественных ценностей средствами права и закона» [4]. При этом ученые-юристы обращают внимание на то, что основной объединяющей и гармонирующей идеей является понятие гражданского общества как равновесия между интересами личности и общества, а также негосударственный характер отношений в гражданском обществе, выраженный в объединении индивидов и коллективов на добровольной основе [5].

Юридическое образование и правовое просвещение формируют правосознание и правовую культуру, без которых затруднительно реализовать потенциал гражданственности, сформировать гражданское общество и правовое государство. Поэтому можно утверждать, что эффективность формирования гражданского общества зависит, в частности, от уровня и качества юридического образования и правового просвещения. Профессиональное юридическое образование представляет собой часть системы образования в целом и высшего профессионального образования в частности. Но, с другой стороны, профессиональное юридическое образование - это составная часть правовой культуры, выступающей отдельным элементом российской правовой системы.

О.А. Колоткина обоснованно полагает, что профессиональное юридическое образование посредством подготовки юристов-профессионалов оказывает влияние на качественное состояние таких элементов российской правовой системы, как правотворчество, правоприменение, правопонимание и др. Ею также отстаивается позиция об идеологической функции профессионального юридического образования и особой системообразующей роли по отношению ко всем элементам российской правовой системы [6].

C учетом того, что личность представляет собой, по сути, главный объект воздействия права, формирование правовой культуры общества и личности должно приобрести системный характер, стать стратегией социального развития и государственной политики. Оно должно включать как комплекс мер, связанных с убеждением личности, так и меры, связанные с неблагоприятными последствиями в случае деформаций правосознания и правовой культуры, ведущих к правонарушениям, социально вредным деяниям [7]. Такой подход свидетельствует о том, что в правотворческой и правоприменительной деятельности личность представляет собой, по сути, главный объект воздействия права и в конечном итоге – основную цель правового регулирования [2].

Уровень правовой культуры каждого человека формируется и развивается в основном через юридическое образование и правовое просвещение. Современное высшее юридическое образование, его содержание и направленность, отражает те процессы, которые происходят в жизни общества и государства. Но его качество нуждается в улучшении, повышении правовой культуры и правовых знаний в процессе формирования гражданского общества и правового государства.

Основополагающая роль в образовании принадлежит федеральным государственным образовательным стандартам «как совокупности обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [10].

Действующие образовательные стандарты направления «Юриспруденция» (3+) нацелены на формирование компетентностного подхода, отражающего профессиональную направленность образовательных программ. Вместе с тем по другим направлениям в большинстве случаев приняты и действуют актуальные на сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++, в которых определены области профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи (в соответствии с видами профессиональной деятельности), а также перечень специализаций (при наличии), то есть показатели, содержащиеся в профессиональных стандартах. Поскольку такие стандарты для юристов в основном отсутствуют в силу разноплановости юридической деятельности, то до настоящего времени не решена задача по переходу юридического образования на стандарты 3++.

В настоящее время наиважнейшее значение приобретает цифровизация юридического образования. Использование цифровых технологий в преподавании и обучении становится неотъемлемым звеном подготовки юристов. В качестве перспективных технологий могут рассматриваться онлайн-курсы, онлайнконсультации, открытые мультимедийные учебники, обучение через социальные медиа, виртуальные симуляторы, мобильные игровые приложения, образовательные чат-боты. В рамках направления совершенствования системы образования в литературе обоснованно предлагается использовать потенциал расширенной аналитики, технологий блокчейн, больших данных, облачных технологий, а также виртуальной и дополненной реальности [3].

Особое значение в юридическом образовании имеет концепция магистерской подготовки по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» (второй уровень высшего юридического образования). Значение магистратуры в настоящее время значительно возросло, поскольку юристы-бакалавры без последующего освоения программы магистратуры не вправе претендовать на занятие ряда юридических должностей. Например, они не смогут стать судьями или прокурорами, поскольку не получили, обучаясь по различным магистерским программам, углубленные знания, умения и навыки в сфере юриспруденции путем приращения к базовым юридическим знаниям, умениям и навыкам, полученным при обучении по программам бакалавриата. Однако проблема заключается в том, что поступить в магистратуру по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» вправе не только бакалавры и специалисты, закончившие юридический факультет, то есть имеющие базовое юридическое образование, но и лица, получившие высшее образование по другим направлениям подготовки. В результате при обучении в магистратуре возникает очевидный конфликт интересов – одним необходимы углубленные знания, умения и навыки в сфере юриспруденции, а другим, не имеющим базового юридического образования, приходится осваивать азы юриспруденции. Нам представляется, что в магистратуру по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» должны приниматься исключительно лица, имеющие базовое юридическое образование.

Юридическое образование тесно связано с правовым просвещением, представляющим собой просветительско-информационную деятельность государственных, образовательных и общественных организаций, направленную на донесение до населения позитивной правовой информации с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры личности обучающихся.

Основополагающее значение для определения алгоритма правового просвещения в контексте развития гражданского общества имеют утверждённые в 2011 году Президентом Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8] (далее – Основы). Как указано в п. 3 Основ они направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Значительная роль в правовом просвещении отводится социально ориентированным некоммерческим организациям юридической направленности. Согласно п. 6 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» [11], органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами оказания юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовом просвещении населения, деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Правовым просвещением и бесплатной юридической помощью занимаются также юридические клиники вузов, имеющих в своем составе юридические факультеты. Как отмечено в ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях», образовательные организации высшего образования для … правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. Например, юридическая клиника Кубанского государственного университета функционирует как структурное подразделение университета на базе юридического факультета.

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ наряду с другими механизмами участия профессионального сообщества и общественности в определении содержания образования, формировании компетентностной модели выпускника образовательной организации в соответствии с потребностями экономики и бизнеса, является действенным механизмом обратной связи с рынком труда для целей определения и верификации образовательных целей и результатов программы [1]. Так, например, согласно Положения о профессиональнообщественной аккредитации в Ассоциации юридических вузов совместно с Союзом юристов Москвы образовательных программ высшего юридического образования профессионально-общественная аккредитация образовательных программ по направлению 40.03.01 «Бакалавр юриспруденции» и 40.04.01 «Магистр юриспруденции» и (или) дополнительных профессиональных программ в области юридического образования представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам и служащим соответствующего профиля (п. 1.3). Ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» носит название «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. В п. 1 этой статьи указано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. На основании постановления Правительства РФ от 11.04.2017 № 431 (ред. от 29.11.2018) «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Правилами формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ») [9] Минобрнауки России формирует вышеназванный перечень. Изложенное свидетельствует о том, что профессионально-общественная аккредитация является эффективной моделью контроля юридического образования со стороны профессиональной общественности.

Список источников и литературы

1. Ганн Е.А., Беликова Е.В., Алпатов А.А. Профессиональнообщественная аккредитация образовательных программ: юридические рамки и социально-экономические перспективы становления // Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 2 (23). С. 53–80.

2. Жинкин С.А., Потапенко С.В. Правовое воздействие на личность в современной России: некоторые актуальные проблемы // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. С. 116–118.

3. Ершова И. В., Тарасенко О.А. Цифровое преобразование подготовки юристов: от программной модели к практике реализации // Юридическое образование и наука. 2019. № 3. С. 16–21. 4. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2003. С. 79–80.

5. Киричек У.В. Гражданское общество в России: некоторые теоретикометодологические особенности интерпретации понятия // Юридическое образование и наука . 2018. № 5. С. 41–45.

6. Колоткина О.А. Роль профессионального юридического образования в совершенствовании элементов российской правовой системы // Юридическая наука и образование. 2019. № 1. С. 10-14.

7. Потапенко С.В. О проблемах формирования правовой культуры личности в современной России// Общество и право. 2016. № 4 (58). С. 201-202.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2011.

9. Постановления Правительства РФ от 11.04.2017 № 431 (ред. от 29.11.2018) «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Правилами формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ») // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 апреля 2017. № 16. ст. 2425.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=319668&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.013798416170103911#0894316446963636 (дата обращения 27.04.2019).

11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 27.04 2019).





3859

Оставить комментарий

Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ