Гносеологические основы правовых понятий в пространстве защиты чести и достоинства

7 мая 2015 г. Осташевский Андрей Александрович
Гносеологические основы правовых понятий в пространстве защиты чести и достоинства

Преподаватель кафедры гражданского процесса и международного права, аспирант кафедры гражданского права юридического факультета КубГУ, к.ф.н.  А.А. Осташевский.

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, общественное мнение, право на доброе имя.

Key words: honor, dignity and business reputation, public opinion, the right to a good name.   

Актуальность данной темы заключается в том, что в российском ментальном пространстве существуют две  модели  понимания закона: в широком смысле это все нормативно-правовые акты, все установленные государством общеобязательные правила. В плоскости юридической закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Цель и задачи данной публикации показать глубинные истоки правовых категорий чести и достоинства, что они имеют естественное, а не спекулятивное (умозрительное) происхождение.

       Гносеологические основы права, существующие ныне в своем рафинированном, кодифицированном виде, вырабатывались в течение многих веков. Понятийный аппарат модифицировался в духе времени. Кодификация норм права давала закону новую гносеологическую природу бытия (существования). Слова, термины, понятия в законе приобретают  еще со времен средневековья символичность и в качестве символа становятся видимым образом незримых, абстрактных сущностей, к каковым относятся сущности из категориального оценочного ряда – честь, достоинство, репутация. Следует отметить, что в древнерусском законодательстве эти понятия относились и к личности, и к целому роду по восходящей и нисходящей линии, и имели четкие материальные границы компенсации. В современном, узуальном общеязыковом употреблении эти правовые категории воспринимаются в целом абстрактно, к тому же относятся к категории неимущественных благ, следовательно, не имеющие юридических параметров.

       Общепонятийная этимология слова закон достаточно подробно описаны во многих словарях. «Закон – укр. закiн – исповедь, причастие, др.русс., ст.-слав. Закон – закон, обычай, вера// Русское слово «закон» происходит от «кон» - начало, и конец, то есть граница между концом и началом, порядок, очередь (1,96).  Правовая понятийная база есть элемент культуры общества, так же как  право и государство. Отсюда следует, что понятийная база постоянно обогащалась заимствованиями, трансформировалась, проходила определенные этапы. В русском общественно-культурном пространстве изначально, т.е. со времен существования «Русской Правды» Ярослава Мудрого, существовало  принципиальное отношение к чести и достоинству. Первые семь статей «Правды» были посвящены защите чести и достоинства от оскорблений. Закон предусматривал и высокую, фиксированную компенсацию морального вреда в размере 12 гривен. По ценам того времени за 1гривну можно было купить корову. (2,84-86).  «Русская Правда» зафиксировала и кодифицировала обычное право, в котором достоинство и честь личности ценились высоко.   

        Понятия «чести и достоинства»  практически не имеют различий в общеязыковом употреблении и юридических формулировках. «Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости». «Достоинство – а) положительное качество, б) совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе». Знаток русского языка  В.Даль так декодировал понятие чести: «честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, достойность, честность, благородство души и чистая совесть». «Достой, достойность – приличие, приличность, соразмерность, сообразность; чего стоит человек или дело, по достоинству своему. Сделать что-то по достою, как должно, как следует, по приличию и стоимости. Достойный чего, стоющий, заслуживающий, подлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Достойный человек, уважаемый, ценимый». (3, 599, 478).

        Честь можно определить не как абстрактное понятие, что делают некоторые философы и юристы, а конкретизированное – обладание честью возможно в том случае, если соблюдается определенный нравственный регламент, принятый в обществе. Здесь контролером выступает общественное мнение, которое является совокупным продуктом массового сознания социальных групп и слоев. По мнению А.И.Пригожина, «общественное мнение – это массовое высказывание, выражающее отношение различных социальных категорий и слоев к определенной интересующей их проблеме». (4, 15). К интересующим людей проблемам относится и поведение знаковой личности, поскольку, какое бы место на иерархической социальной лестнице не занимал человек, он должен мириться с тем, что его поступки постоянно оценивают другие люди, исходя из собственного видения, опыта, внутреннего убеждения и принятых в обществе стандартов поведения. Происходит постоянное оценивание себя через других и других через себя. Словом, здесь присутствует описание ситуации и ее участников в принятых а социуме определенных номинациях. Собственно, понятие чести является категорией исторической, и складывалось это понятие в процессе развития человеческого общества, а потому ни личность, ни общество не в состоянии декларативно отменить, изменить эту категорию. При этом общественная оценка не зависит от воли, желания и притязаний оцениваемого лица.

        Следует обратить внимание на такое состояние двойственности понятий чести и достоинства.  С одной стороны априори любой член общества наделяется государством честью. Статья 21 Конституции гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (5, 79). Статья 23 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» ( там же  С.85). Отсюда следует, что все граждане вне зависимости от всех общественных оценок, наделены абстрактной честью, которая защищается законодательством государства. Но между уважением личности государством и уважением личностей между собой существует масса оттенков и различных вариантов. Первый президент России в общественном сознании не пользовался уважением, оценки его «чести» были крайне низкие, негативные.

        В российском законодательстве существовала  норма лишения чести, к примеру, статья 963 Устава Уголовного судопроизводства (принят в 1864г.), предусматривала  наказание, именуемое «гражданской смертью», когда за публично лишали чести, которая имела не абстрактный, а конкретный характер. Такое лишение чести относилось к дворянскому сословию, поскольку считалось, что плебеи чести не имеют. С этой точки правового зрения гражданская честь была тождественна обыкновенной внешней чести. Честь и достоинство неразрывно связаны между собой, что вполне объяснимо, так как, находясь в определенном обществе, человек не может не считаться с тем, как его оценивают другие, как он выполняет нравственные нормы и правила, которые регламентируют определенное поведение для лиц определенного круга. «О неразрывной связи между честью и достоинством свидетельствует и то обстоятельство, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь – объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане – субъективный момент, все зависит от самооценки.

     Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада. В конечном итоге все зависит от способности человека должным образом оценить то мнение, которое сложилось о нем у окружающих». (6, 16).

       В историко-правовом поле России прослеживается определенная тенденция, на наш взгляд, достойная уважения, когда традиции, при всех новациях, все же сохраняются в том или ином виде. В советском законодательстве, которое достаточно идеологически относилось к буржуазным ценностям, удержались понятия личной чести и личного достоинства. Хотя компенсация морального вреда не нашла своего места, как буржуазная правовая новелла в советском гражданском кодексе. Происхождение исследованных категорий дает основание полагать, что их изучение возможно только в тесной связи с корневой правовой базой и историей ментальности российского пространства.

 

 

Использованная литература.

1.     Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. – М.: Русский язык, 1978. С.96

2.        Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т./ Науч.консультант проекта Е.А.Скрипилев. Т.1. Начала формирования судебной власти/ отв. Ред. Н.М.Золотухина. – М.: Мысль, 2003. С. 84-86      

3.     Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. – М.: Русский язык, 1978. С. 599, 478

4.     Пригожин А.И. перестройка: переходные процессы и механизмы, М., 1990. С.15

5.     Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. И перераб. – М.: Изд-во БЕК, 1996, С.79

6.     Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. – М.: Юристъ, 1994. С.16).





2410

Оставить комментарий

Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ