Преступления, совершаемые на водном транспорте России

19 мая 2016 г.
Преступления, совершаемые на водном транспорте России

Савченко В.А., кандидат юридических наук, доцент Государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф.Ушакова, федеральный судья в почетной отставке

Статья опубликована: Судебные ведомости. 2016. № 1(55).

 

Отрасль материального производства, обеспечивающая  перемещение грузов  в процессе  хозяйственной деятельности государства, именуется транспортной. Видами транспорта являются: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Водный транспорт является одним из составляющих и важных видов транспорта.

Водный транспорт - это морской, речной и озерный транспорт. В его состав включаются морские, речные и озерные суда. В объем понятия водного транспорта входят как плавучие средства, так и объекты инфраструктуры -  маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для добычи биоресурсов, научно-исследовательской деятельности.

Правовые отношения, возникающие при использовании водного транспорта, исходят из конституционных принципов, норм Гражданского кодекса РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, иными федеральными законами. Также эти отношения регулируются нормативными актами Президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти1.

 На основании Федерального закона от 18.07.2011 №242 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» п.4 ст. 39 Кодекса изложен в следующей редакции:

«В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных   гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта»2.

Указанные правовые нормы  определяют права и обязанности участников правоотношений  в процессе использования водного транспорта.

Водный транспорт состоит из двух подвидов – морской и внутренний водный. Оба эти подвида   включают в себя: суда  осуществляющие перевозки людей и грузов;  проводящие научно-исследовательские, изыскательские и другие работы на море,  реках, озер, водохранилищах и искусственных каналах.

Роль водного транспорта  для народного хозяйства России неизмеримо велика. Территория страны омывается водами 14 морей и трех океанов, испещрена многочисленными реками и озерами многие из которых являются судоходными. Это говорит об огромном природном богатстве нашей страны в водных ресурсах и возможности развития сети водных путей сообщения. В этой  связи водный транспорт представляет собой, неотъемлемую и  важную часть всего транспортного обеспечения страны.

Морской транспорт имеет стратегическое значение в транспортной системе России, позволяющее беспрепятственное сообщение с другими странами мира.  Протяженность морских границ России составляет 44300 км. при общей протяженности границ государства 58600 км. По объему грузооборота он стоит на третьем месте после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Речные пути используют для транспортировки лесных грузов в плотах, при перевозках нефти, нефтепродуктов, каменного угля, минеральных удобрений и строительных материалов. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России  в настоящее время составляет 94 тыс. км

 В настоящее время перед нашей страной в транспортной системе  встают новые задачи глобального масштаба: вступление России в ВТО, возрастание роли России как транспортного коридора между Европой,  регионом Дальнего Востока и странами Азии.  В связи с глобальными изменениями климата планеты, – таяния льдов Арктики, налаживается регулярное судоходство по Северному морскому пути. С учетом большой значимости  водного транспорта в развитии и укреплении экономической мощи страны, вызывается необходимость использования его с максимальной эффективностью. В этой связи востребовано постоянное изучение и устранение негативных факторов, тормозящих его развитие, минимизации  количества правонарушений и преступлений  в этой сфере деятельности государства.

Протяженность морских границ России обусловливают потребность обеспечения безопасности ее транспортных коммуникаций, а это, соответственно, порождает необходимость достаточного количества и качества работы силовых структур, наличия  соответствующей    нормативно-правовой базы. В этой связи, реальной задачей является разработка новой нормативно – правовой базы взамен устаревшей и кардинальное укрепление   соответствующих силовых структур, вплоть до укрепления в области  обороны государства.

 Вызывается необходимостью принятие  мер  по укреплению транспортной безопасности не только на национальном, но и международном уровне. Проведенными в последние годы российскими учеными исследованиям берегов Арктики установлено, что протяженность арктического шельфа России значительно больше размеров, чем предполагалось ранее, там обнаружены огромные запасы полезных ископаемых. Добыча и транспортировка полезных ископаемых приведут к необходимости  расширения морских перевозок. В свою очередь, увеличение морских перевозок должно обусловливать их безопасность.

Транспортная деятельность в целом и водного транспорта, в частности,  представляет собой  сложный технологический процесс и обеспечение в нем должного правопорядка должно быть  строго   регламентировано правовыми и техническими нормами.   Исходя из специфики использования транспортных средств, наличия особых рисков и возможных тяжких последствий при авариях и катастрофах, законодатель выделил  составы транспортных преступлений в отдельную главу 27 Уголовного кодекса РФ.

Это обусловлено тем, что количество транспортных средств неизмеримо возрастает, что неминуемо приводит к росту транспортных происшествий, гибели людей, причинению значительного материального ущерба. Указанная глава содержит перечень преступлений, посягающих на безопасное функционирование транспортных средств. Выделенные в эту главу преступления объединены единым родовым объектом, которым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации всех видов транспорта.

Нормами статей, содержащихся в гл. 27 УК РФ, защищаются общественные отношения, возникающие при использовании различных видов транспорта  от угрозы причинения ущерба объектам безопасности. В этой связи понятие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно определить как предусмотренное уголовным законом виновно совершаемое общественно опасное деяние, последствиями  которого являются нарушение и ущемление общественных отношений в сфере безопасности функционирования транспорта.  Основными объектами уголовно-правовой охраны в этих нормах являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Водный транспорт  представляют собой весьма специфичную сферу оперативного обслуживания. Он относится к категории особого риска, так как характеризуется  потенциальной опасностью при эксплуатации и высокой уязвимостью, а также нередко является  источником техногенных и экологических катастроф. Происшествия, связанные с повреждениями и гибелью судов, зачастую влекут многочисленные человеческие жертвы, существенный материальный ущерб, значительные отрицательные экологические последствия. Особую опасность представляют при этом нарушения предусмотренных правовых и технических норм, незаконное вмешательство в деятельность этого вида транспорта, так называемый «человеческий фактор».

В ст. 1 Федерального Закона №16 от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» указывается: «акт незаконного вмешательства - это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий»3.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на объектах водного транспорта.  в соответствии с действующим законодательством возложены на органы внутренних дел и внутренние войска МВД России. Свою работу в этом направлении они координируют   с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Эта деятельность направлена на защиту законных интересов граждан, охрану государственных границ, борьбу с контрабандой, незаконным оборотом морских биоресурсов, пресечение правонарушений в хозяйственной деятельности и использования федерального имущества в морских портах и других преступных проявлений.

 Значительные функции в этой работе возложены на органы водной полиции. Основное направление деятельности водной полиции - это борьба с преступностью на объектах водного транспорта, обеспечение безопасности жизни, здоровья, граждан сохранности их имущества. Большое внимание уделяется мероприятиям антитеррористической направленности, предотвращению массовых беспорядков, террористических актов и иных тяжких преступлений, обеспечению общественного правопорядка и безопасности во время проведения спортивных, культурно-массовых и общественно-политических мероприятий.

 В транспортной системе и на водном транспорте, в частности, совершаются помимо специальных также и иные виды преступлений, предусмотренные различными главами Уголовного кодекса – это, прежде всего, хищения,  злоупотребления служебным положением, мошенничество, служебный подлог, взяточничество,  причинение телесных повреждений и др. Однако наиболее распространенными преступлениями на водном транспорте являются хищения чужого имущества. В процессе транспортировки грузов в портах и на пристанях скапливается значительное количество грузов, представляющих материальную ценность, которые могут являться предметом краж. С учетом особой специфики использования водного транспорта в процессе выявления и раскрытия совершенных преступлений возникают серьезные сложности.  Они связаны с концентрацией больших людских потоков, протяженностью пути следования грузов и  длительности времени нахождения его от отправителя к получателю. В  этой связи возникает  возможные последствия утраты доказательств, не установления очевидцев, свидетелей, что затрудняет оперативную и следственную работу. Поэтому раскрытие и расследование уголовных дел на водном транспорте требует от сотрудников правоохранительных органов  высокой профессиональной подготовки, опыта, умения правильно и своевременно распределять свои действия и свое рабочее время, большой организованности и собранности.

На профилактику и выявление указанных преступлений направлена, в первую очередь, деятельность внутренних дел на водном транспорте. Одним из направлений в этой работе является борьба с правонарушениями и преступлениями в хозяйственной деятельности и использовании федерального имущества в морских портах РФ.

Водной полицией проводятся профилактические и оперативные мероприятия по  пресечению попыток контрабандного ввоза на территорию страны  оружия, наркотических и психотропных средств. Принимаются меры по выявлению преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, против интересов службы в коммерческих и иных органов. Уделяется при этом значительное внимание предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений в сфере добычи, переработки и обороте  водных ресурсов. Решение этих вопросов возлагается на подразделения Департамента экономической безопасности (ДЭВ) МВД России.

Деятельность органов внутренних дел на транспорте направлена, в частности, и на пресечение правонарушений в хозяйственной деятельности и использовании федерального имущества в морских портах РФ, в направлении декриминализации морских портов.   Принимаются меры по выявлению преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Наиболее опасными формами незаконного вмешательства в деятельность транспорта  являются террористические акты.  Проблемы терроризма в мировом и национальном уровнях не могли не коснуться и водного транспорта. Ее резкое обострение вызвало  происхождение такого понятия как «транспортный терроризм». К преступлениям, совершаемым на водном транспорте можно отнести и пиратские захваты  судов в собственность пиратов, либо с последующим требованием их выкупа.

Последние годы нарастает опасность  нового вида преступлений – кибератаки на системы управления транспортом. Массированные кибератаки на отдельно хозяйствующие субъекты, а иногда и на целые государства стало объективной реальностью. Развитие транспортной системы немыслимо без внедрения информационных систем, вместе с тем, сами информационные системы весьма уязвимы. Любой непреднамеренный или умыщленно созданный сбой в информационных системах может привести к тяжелым непредсказуемым последствиям. Может быть парализована отправка и прием судов, перевозка пассажиров и  перевоз важных грузов, приведение в критическое состояние опасных грузов и др. Зачастую злоумышленники «заражают» информационные программы вредоносными вирусами, которые выводят эти программы из строя с причинением значительного ущерба.

Порою в создании вредоносных программ принимают участие спецслужбы и даже правительства отдельных стран.

Возможные кибератаки стали серьезной проблемой в транспортной отрасли. Решение этой проблемы вызывает необходимость проведения как организационных, технических, так и законодательных мер.

По оценкам специалистов, около четверти компьютеров, подключенных к Интернету во всем мире, может быть заражено и использоваться злоумышленниками в своих интересах.  Сами пользователи в большинстве случаев об этом не догадываются. Усугубляет ситуацию то, что часто потребители не применяют специальные антивирусные программы4.

 Необходимо создание и использование отечественных специальных программных комплексов, способных обнаруживать  и уничтожать вредоносные вирусы, необходима надежная защита всей компьютерной сети страны. Представлялось бы целесообразным законодательно установить обязанность всех владельцев информационных систем обеспечивать их надежную защиту с использованием современных технологий5.

Некоторые авторы полагают, что с целью повышения уровня транспортной безопасности от новых видов угроз, связанных с развитием информационных технологий, необходимо законодательно установить административную ответственность за неиспользование соответствующих антивирусных комплексов. 

Надзор за исполнением законодательства в сфере использования водного транспорта осуществляют специализированные прокуратуры – транспортные.

В их обязанность входит необходимость надлежащего прокурорского надзора и контроля за исполнением законов и подзаконных актов. Нормативной основой в этой деятельности прокуратуры является исполнение конституционных норм, Закона о прокуратуре РФ. Особая важность данного направления прокурорского надзора подчеркивается, в частности, тем, что в Генеральной прокуратуре РФ было создано и функционирует специальное управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, издано соответствующее положение о целях и задачах его создания.

 Из текста указанного Положения следует, что «деятельность Управления направлена на обеспечение верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина,  а также охраняемых законом интересов общества и государства путем организации и осуществления надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами контроля на воздушном, железнодорожном, морском и внутренним водном транспорте таможенными органами, их должностными лицами, а также за соответствием законам, издаваемых ими правовых актов»6.

При установлении фактов нарушений закона прокуроры опротестовывают незаконные акты должностных лиц и органов водного транспорта, либо ставят вопросы перед дознанием и следственными органами о возбуждении уголовных дел. Так, в статье 37 УПК РФ, регламентирующей права прокурора в уголовном судопроизводстве, в частности, указывается: «…В ходе  досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:.. 2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства».

Вместе с тем, по нашему мнению, отсутствие возможности по новому уголовно-процессуальному законодательству права у прокуроров  на самостоятельное возбуждение уголовных дел тормозит оперативность борьбы с преступными  проявлениями. В результате проводимых проверок и иных форм получения информации, зачастую у прокуроров имеются очевидные факты совершенного преступления, дающие повод и снования для возбуждения уголовного дела. Однако прокурор, не уполномоченный  уголовно-процессуальным  законом правом на возбуждение уголовного дела, вынужден направлять материалы органу дознания или предварительного следствие на предмет возбуждения уголовного дела. Если для дознавателей указание прокурора о возбуждении уголовного дела фактически является обязательным, то следователю подобного указания прокурор дать не может. Вследствие этого замедляются сроки возбуждения уголовных дел с момента совершенных преступлений, а, зачастую, и выносятся необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор, безусловно, вправе отменить подобные постановления, но следователь не лишен права выносить их неоднократно, что приводит к волоките, а порою и к необоснованному уводу от ответственности виновных лиц. Поэтому, по нашему мнению, законодательное ущемление прокуроров на право возбуждения уголовного дела представляется неоправданным. 

Принимая во внимание, что в сфере использования водного транспорта имеется значительное количество дел корыстной и коррупционной направленности, полагали бы целесообразным  законодательно восстановить институт конфискации имущества для лиц, привлекаемых к ответственности за эти виды преступлений. Считаем, что эта мера имела бы серьезное профилактическое воздействие и позволила бы государству возвращать значительные средства, незаконно изъятые из государственного оборота.

В вопросах повышения безопасности использования водного транспорта и минимизации в этой сфере преступных проявлений представляется необходимым дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы, повышение роли граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в укреплении законности, а также воспитания граждан в духе уважения к закону и понимания усилий государства в вопросах борьбы с преступностью.

 

1 См.: Ст. 1 и 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 7 марта 2001г.  № 240-ФЗ.

2 См.: п.4 ст.39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации  (в ред. Федерального закона от 18.07. 2911 № 242- ФЗ).

3 См.:  «Российская газета от 14.02.2007.

4 См.: От PIN-кода к кибервойне. Бизнесмен Евгений Касперский - о необходимости создания КиберМАГАТЭ. URL: http://www.izvestia.ru/ news/526680

5 См.: Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий. Транспортное право 2013. №2. С. 54.

6 См.:URL: http://www.computerra.ru /focus/317787.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «Эксмо», 2015. С. 26.

 

 





6300

Оставить комментарий


Календарь событий на


Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Юридическая
консультация

Вопрос:

Достаточно ли факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения за необоснованное умаление деловой репутации?

Ответ:

Факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения за необоснованное умаление деловой репутации. На истце в силу требований...

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ
Потапенко и партнеры
РГУП