Василий Милиоти – юрист, ставший художником

24 Октября 2016 г.
Василий Милиоти – юрист, ставший художником

Автопортрет художника.

Пальцева И.В.,
кандидат юридических наук, судья  арбитражного суда Северо-Кавказского округа в отставке.

Статья опубликована: Судебные ведомости. 2016. № 2-3. На сайте pro-sud-123.ru статья размещена с согласия редакционной коллегии названного журнала.

Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко издал Каталог русского искусства первой трети XX века. В числе живописных произведений этого периода, хранящихся в музее, работа В.Д. Милиоти «Женщина на драконе» и две картины Н.Д. Милиоти, одна называется «Закат», вторая – «Пьеро и смерть». Работы братьев Милиоти сходны по стилю и звучанию, сказочны и необычны. Здесь же в кратких биографических сведениях о художниках можно прочитать, что живописец и художник театра Василий Дмитриевич Милиоти родился в 1875 году в Москве, рисовать учился у домашнего учителя Турчанинова, закончил в 1904 году юридический факультет Московского университета. Состоялся как художник и художественный критик, театральный декоратор, художник книги. Однако в 1910-х годах уехал из Москвы и служил следователем по уголовным делам в северных губерниях.

Критик Н. Тароватый писал о картинах В. Милиоти, что они, словно создание ювелира, манят своей хрупкой красотою. Это рубиновые, изумрудные, аметистовые сказки в оправе из тончайшей паутины. Словно где-то и когда-то все это было наяву, эти сны не от здешнего мира…

Такое сочетание в одной личности утонченного эстетизма и реализма практической деятельности во многом объясняется эпохой рубежа XIX – XX веков.

 В это время в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учился старший брат Василия – Николай Милиоти, молодые живописцы создали объединение «Голубая роза». Созвучно грозам в общественной жизни они считали себя пророками в искусстве. Новым было особое значение музыки, которая воплощалась в ритмике картин, лирическая печаль, изображение фантазии, мифа как размышления над становлением нового мира. Голубой цвет воспринимался художниками как символ грез и мечтаний, небесной лазури и водной стихии.

В сообщество художников вошли оба брата Милиоти. Хотя Василий в отличие от брата не имел специального художественного образования, в среде живописцев он был своим. Сказались домашние занятия рисованием, влияние старшего брата Николая и его товарищей по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, побудивших Василия продолжать самостоятельно заниматься живописью.

В марте 1907 года в Торговом доме «Товарищества М. С. Кузнецова» на Мясницкой (Дом фарфора) состоялась юбилейная выставка, знаменующая 10-летие группы молодых художников-символистов. Она стала эпохальным событием в истории русского искусства. В этой выставке принимали участие Н.Н. Сапунов, А.А. Арапов, П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, братья Н.Д. и В.Д. Милиоти, Н.П. Феофилактов. Новое направление в искусстве стало именоваться по названию выставки «голуборозовским».

Искусствовед О.С. Давыдова в своем исследовании творчества символистов отмечает: «Из голуборозовцев, наверное, самые ароматные сады, пропитанные по-восточному роскошными пряными запахами текущих в арыках вод, у В. Милиоти. От цветов, листвы и бутонов платьев на его композициях словно веет ароматом ванили, корицы и сказочной мечты». Еще его картины несут на себе отпечаток музыкального восприятия окружающего мира, чему способствовала музыкальная одаренность автора, который к тому же играл на рояле.

Выставка была организована на средства фабриканта Н.П. Рябушинского, он же был её куратором, а М. С. Кузнецов предоставлял выставочное пространство, где его родственнику давалась полная творческая свобода. К выставке тщательно готовились. Её проект долго обсуждался в редакции журнала «Золотое Руно», а также в меблированных комнатах, размещавшихся над кофейней Д. Филиппова на Тверской, где и жило большинство её участников.

В результате выставка в Торговом доме Товарищества стала не просто выставкой, а настоящим интерактивным действом. Стены были обиты материей голубовато-серых тонов, полы устланы коврами тех же оттенков. Картины имели непривычные для живописи названия: «Испуг», «Шум моря», «Увядающее Солнце», «Предчувствие девы» и были выдержаны в голубой тональности, едва проступая на фоне стен. Художники с букетиками блёклых цветов в петлицах прохаживались у своих работ. Тихо звучала музыка. Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза – нежная, блёклая – всё так гармонично, чарующе, так цельно, красиво и радостно…».

В то же время выставка молодых новаторов вызвала различные мнения среди художественной интеллигенции. Например, И. Э. Грабарь призывал голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности. В.Д. Милиоти довольно резко ответил И.Э. Грабарю на страницах журнала «Золотое руно». Художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства. 

Матвей Сидорович Кузнецов, промышленник и предприниматель, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», хотя и предоставил второй этаж своего дома для выставки, но обладал традиционными вкусами и не мог в полной мере оценить творчество «голуборозовцев». Правда, в отдельных пунктах их интересы соприкасались. Например, декоративные работы Сапунова и Головина, казалось, были созданы для фарфора. Однако понравившаяся Кузнецову работа «Голубые гортензии» Сапунова была заблаговременно приобретена купцом Третьяковым, а сотрудничество с фарфоровыми фабриками Кузнецова и тиражирование своих картин не отвечало наполеоновским амбициям молодых людей.

К 1907 году В. Милиоти уже художник со своим творческим лицом. Мир его образов – это мир утонченной мечты, сказок, который как бы противопоставляется прозе жизни. Василий Дмитриевич становится очень заметной фигурой в среде творческой интеллигенции. Он еще и художественный критик, театральный художник, организатор выставок, видный представитель русского символизма.

Однако после 1909 года Милиоти отходит от участия в художественной жизни страны: по ряду семейных обстоятельств он вынужден был вернуться к профессии юриста. Получается, что не зря родители постарались дать сыну «надежную», с их точки зрения, профессию юриста.

Василий Дмитриевич уезжает из Москвы и работает судебным следователем по уголовным делам в северных губерниях. Некоторый свет на эти события проливает его ответ А. Бенуа, с которым он вел переписку. «… Что касается Ваших слов о моей «вещице», они трогают и печалят меня одновременно. Я так бесконечно далек от прежнего в смысле неудовлетворенности и строгости к искусству, что подчас готов не быть художником, думаю, что быть художником – значит совершать «подвиги»…».

После революции начался новый этап в творчестве художника-юриста. Он возвращается в Москву, совмещает занятия живописью со службой в государственных учреждениях: то исполняет обязанности старшего контролера Рабоче-крестьянской инспекции в комиссии по закупке картин в музейный фонд Москвы, то работает председателем Изоотдела Дворца искусств. Василий Дмитриевич даже организовал студию при командных курсах Наркомата обороны.

В 1927 году он создал цикл рисунков к «Пиру во время чумы» А.С. Пушкина, писал портреты, картины по мотивам литературных произведений, создавал живописные произведения на музыкальные и сказочные сюжеты – «Фантазии Шумана» (1931), «Шехерезада», «Сказка о мертвой царевне» (1929). Умер В.Д. Милиоти в Москве 5 марта 1943 года.

 

Белякова О.Ю. Художественное объединение «Голубая роза». http://www.portal-slovo.ru/art/47484.php

Виноградов С. А. О выставке «Голубой розы», таланте Н. П. Рябушинского и «Празднике роз» в его Кучине (из моих записок «Сегодня» 1935, 7 апреля).

Гофман И. Голубая роза. Изд-во: Пинакотека. 2000. С.90-91.

Давыдова О.С. Символическое пространство: сады «Голубой розы» в Сб. Русское искусство: XX век: Исследования и публикации /Отв. ред. Г.Ф. Коваленко/ Науч. исслед. ин-т теории и истории изобразит. Искусств РАХ. – М .: Наука, 2008 – 2. – 2008. С. 66.

Золотой век художественных объединений в России и СССР /Составитель Д.Я. Северюхин, О.Л. Лейкинд/ – СПб.: Изд-во Чернышева. 1992. С.55.

Киселев М. Поэтический мир Василия Милиоти. Искусство. 1978. № 5. С. 44–51.

Письмо В.Д. Милиоти А.Н. Бенуа от 12.12.1907. ОРГРМ. Ф. 137 (А.Н. Бенуа № 1219). Цит. по Гофман И. Голубая роза. Изд-во: Пинакотека. 2000. С.260.

Русское искусство первой трети XX века: каталог / Краснод. краев. худож. музей им. Ф.А. Коваленко; науч. ред. И.И. Ващенко, Ю.А. Солодовников. – Самара: Изд-во: ООО «Самлюкспринт». 20011.С. 80 – 81, 304 – 305.

 

 





2462

Оставить комментарий

Календарь событий на


Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Юридическая
консультация

Вопрос:

Что понимать под "астрентом" в российском праве?

Ответ:

Законодательно астрент (фр. l’astreinte; от лат. adstringere - принуждение) под названием судебная неустойка в России закреплен с принятием Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской...

Опрос

Как Вы относитесь к идее возвращения смертной казни за терроризм?
Проголосовать

Наши партнеры

КубГУ
РГУП
Нии
potapenko.pro