Судебным представителем в гражданском судопроизводстве может быть не только физическое, но и юридическое лицо

1 ноября 2016 г.
Судебным представителем в гражданском судопроизводстве может быть не только физическое, но и юридическое лицо

Фото с сайта ВС РФ.

Недавно на сайте ВС РФ размещено весьма интересное кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая 27 сентября 2016 г.  рассмотрела дело по иску Медведева А.С. к САО «ВСК» о возмещении ущерба, причинённого дорожно-транспортным происшествием, по кассационной жалобе Медведева А.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 января 2016 г.

Дело это интересно не с точки зрения проблем судебного правоприменения закона об ОСАГО, а с точки зрения трактовки Верховным Судом РФ института судебного представительствав гражданском судопроизводстве.

Медведев. А.С. обратился с названными исковыми требованиями к САО «ВСК», просил суд взыскать в его пользу невыплаченное страховое возмещение, штраф, предусмотренный ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об ОСАГО», неустойки, денежные сумму в счёт возмещения убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов. Заочным решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 5 октября 2015 г., исковые требования удовлетворены частично. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Медведев А.С, действуя через своего представителя, подал апелляционную жалобу. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 января 2016 г. апелляционная жалоба Медведева А.С. возвращена без рассмотрения по существу на основании п. 4 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе поставлен вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 января 2016 г.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова ВВ. от 29 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что имеются основания, предусмотренные ст. 387

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.

Как указано в кассационном определении ВС РФ, возвращая апелляционную жалобу, подписанную Комаровым А.С, действующим в интересах Медведева А.С. по доверенности, выданной ООО «Юрколеггия», суд апелляционной инстанции указал, что представителями в суде по смыслу ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть только физические лица, а потому жалоба, подписанная представителем от имени юридического лица, которому выдана доверенность на представление интересов Медведева А.С, не соответствует требованиям ст. 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Однако, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации посчитала, что апелляционное определение принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие. Как предусмотрено ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представителями в суде могут быть дееспособные  лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Таким образом, положения ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат указания на то, что представителем в суде может являться только физическое лицо. Данная норма права предусматривает, что лицо, представляющее интересы в суде, должно быть дееспособным и его полномочия должны быть оформлены надлежащим образом. Дееспособность юридического лица (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) возникает одновременно с его правоспособностью. В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Часть 1 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также наделяет организации гражданской процессуальной дееспособностью - способностью своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. Из общих принципов осуществления гражданского судопроизводства и содержания приведённых норм права следует, что если лицо способно своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности от своего имени, то оно способно делать это и от чужого имени (если ему прямо не запрещено быть представителем в силу его должностного положения). Лица, которые не могут быть представителями в суде, указаны в ст. 51 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ими являются судьи, следователи, прокуроры, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Данный перечень является исчерпывающим, юридические лица (организации) в нём не указаны. Юридическое лицо, способное своими собственными действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, не может быть ограничено в выборе: от своего или от чужого имени ему действовать, если оно наделено соответствующими полномочиями, оформленными в предусмотренном законом порядке.

 При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что ООО «Юрколеггия» не может быть представителем в суде, является неверным. Оставляя без рассмотрения по существу апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда также указала, что данная жалоба подписана Комаровым А.С, действующим на основании доверенности от 6 августа 2014 г., выданной 0 0 0 «Юрколеггия» (л.д. 8), однако из содержания указанной доверенности, а также положений ст. 48, 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что Комаров А.С. при подписании апелляционной жалобы действовал как представитель ООО «Юрколеггия». Согласно ч. 1 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. В материалах дела (л.д. 7) имеется копия доверенности, выданной Медведевым А.С. 00 0 «Юрколеггия», из которой следует, что последнее уполномочивается совершать от имени Медведева А.С. действия, в том числе, по представлению его интересов в судах Российской Федерации. Для реализации этих полномочий 00 0 «Юрколеггия» оформило доверенность на имя Комарова А.С, уполномочив его совершать от имени общества процессуальные действия.

Таким образом, Комаров А.С, действуя от имени ООО «Юрколеггия» на основании выданной обществом доверенности, был наделён правом представлять интересы Медведева А.С в суде и подписывать апелляционную жалобу, в связи с чем у суда не имелось оснований для возвращения данной апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.

 Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены постановления суда апелляционной инстанции.

С учётом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 января 2016 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело с апелляционной жалобой Медведева А.С. - направлению на апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда. 





1234

Оставить комментарий




















Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ