Современная российская государственно – правововая действительность: гегемония коррупционного насилия?
19 июля 2013 г.Мартыненко Б.К.,
кандидат юридических наук
Опубликовано: "Судебные ведомости" №2 2013.
По соглашению с редакцией журнала "Судебные ведомости" "Кубанским агентством судебной информации" предоставлена площадка для размещения электронной версии материалов указанного издания.
Причины коррупционного насилия в современной России
Можно смело утверждать, что носителем насилия является сама социальная система, а последняя – представляет собой систему коммуникаций. При этом, насилие можно рассматривать как особую коммуникацию действий либо реакций на действия. Таким образом, «насилие встроено в систему общества и само является ни чем иным, как системой».45
Причины и условия насилия могут вытекать из особенностей:
а) экономической ситуации в стране;
б) общей политической обстановки в государстве;
в) социально-психологических отношений, господствующих в обществе.
Именно такая расстановка групп отношений, влияющих на рост насилия, представляется нам вполне обоснованной.
Вполне очевидно, что определяющей причиной возникновения насилия как такового в человеческом обществе является стремление к власти и управлению другими. Такое желание свойственно именно разделенному сознанию личности и свидетельствует об отсутствии самодостаточности и внутренней гармонии, а также неверии в разумность внешнего мира, что способствует сохранению вражды и насилия.
Аксиомой является и то, что истоки насилия закладываются в воспитании субъекта, что дает достаточные основания для анализа природы насилия на причинах и условиях преступного поведения вообще.
Важное место в формировании деструктивной деятельности человека занимают условия социализации индивида и социальное научение.46
Сегодняшнее российское общество отличается от восточноевропейских обществ явным отсутствием сколько-нибудь сильного независимого класса. Как следствие, российские условия далеко не идеальны для групп, соперничающих друг с другом за экономические и властные рычаги. Интеллектуальные ресурсы при этом являются важными орудиями общества, пока борьба за власть остается более или менее в рамках коммуникативной сферы. Когда же соперничающие группы прибегают к таким действиям, как насилие, последнее само становится ресурсом.
Именно по причине отсутствия сильных классов российское общество оказалось в ситуации конфликтов социально слабых групп, где нет в системе коммуникации ни господства, ни подчиненности, ни независимости. Общество столкнулось не только с социальными конфликтами, но и с попытками их насильственного разрешения, которые возникают как в силу объективных причин (отсутствие стабильных и сильных групп), так и из-за пренебрежения к экономическим и социальным правам подавляющей части населения. Вследствие этого можно предположить, что это насилие приобретает форму эпидемии и на деле поддерживается самим обществом и государством.
Коррупция – это социальное явление, которое нельзя объяснить простой моделью: причина – действие. Коррупция – это производное не одной причины, а набора причин, которые дополняют одна другую и существуют одновременно.
Причины коррупции всегда контекстуальны и кроются в политике страны, бюрократических традициях, политическом развитии и истории общества. Соответственно, влияние коррупции и ее последствия для экономического роста, политического развития и реформ различаются в зависимости от специфических условий страны.
Многие эксперты, в качестве причины роста коррупции, на первое место ставят усиление государства. По мнению части экспертов, произошло изменение политического строя: система олигархического управления, построенная на коррупции, сменилась системой бюрократического управления, также построенного на коррупции.
Эксперты сходятся в том, что коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей – организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Они уверены, что весь российский первоначальный капитал сформирован из государственной собственности, из бюджетных средств и из прав обслуживания последних.
Драпкин Л. Я. и Злоченко Я. М. к общим и основным причинам роста коррупции относят:
- отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
- существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
- слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
- кадровая, техническая и оперативно-тактическая неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
- криминализация значительной части политической элиты;
- моральная деградация определенных слоев общества;
- минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой, по отношению к ним, репрессии;
- привилегии на распоряжения собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов.
Совершенно очевидно, что коррупция в России носит системный характер, являясь симптомом более глубоких проблем нашего общества.47
Значительное большинство экспертов48 сходятся в общности анализа следующих причин роста коррупции в современной России:
Первой причиной роста коррупции эксперты считают экономические причины (в т. ч. и огосударствление значительной части экономики). С этим связывается и начало притеснения малого и среднего бизнеса: он больше не нужен тем коррумпированным чиновникам, которые на нем нажились и перешли к контролю над торговыми сетями.
Социальной базой коррупции служит сильнейшее имущественное расслоение граждан, особенно на фоне общей бедности или слабости государства. Двадцать российских богачей сегодня имеют совокупный доход, сопоставимый с государственным бюджетом страны. Беднейшие страны мира, как показывают специальные исследования, в то же время и самые коррумпированные. В этих странах возникает порочный круг: коррупция препятствует экономическому развитию, а общая бедность провоцирует новый виток коррупции.49
Особенности современной коррупции заключаются в существенно большей распространенности ее денежных форм, увеличении экономической составляющей, открытости и особенно – в цинизме.
Второй причиной коррупции являются – политические причины: заключаются в отсутствии политической воли и ответственности; существовании некоторых внутренних и внешних факторов, которые навязывают групповые интересы при принятии решений; нерешении проблем восточных районов; в ошибках в ходе реализации экономических и социальных реформ; недобросовестной политической конкуренции; злоупотреблении властью в отношении средств массовой информации.
Одним из наиболее ярких проявлений коррупции являются ее политические следствия: смещение целей государственной политики от общенационального развития к обеспечению отдельных олигархических группировок, значительное уменьшение общественного доверия к самой власти, падение престижа страны на международной арене, значительно возрастает угроза ее политической и экономической изоляции, разочарование граждан в ценностях демократии, возникает реальная угроза разложения основных демократических институтов.
Политической основой коррупции служит слабость или перерождение государства, его бюрократизация и закрытость, непрозрачность. Это также стало очевидным.50
Третьей по количеству упоминаний экспертами причиной усиления коррупции является несовершенство законодательства.
Несформированность правовой базы в сфере экономики (неопределенность прав собственности, монополизм); невиданное по масштабам перераспределение общественной собственности; характер проведенной приватизации на фоне правовой неясности – все это способствует превращению коррупционной деятельности в повседневную практику.
Российскую коррупцию питает довольно свободное отношение соотечественников к законам. Несмотря на насаждение на российской почве западного легализма в течение более чем 300 лет, общий уровень правосознания, правовой культуры остается низким.
Четвертой из названных экспертами причин являются институциональные причины – включающие в себя: неправильную кадровую политику, которая приводит к поиску способов получения незаконных доходов; выдвижение на ответственные должности некомпетентных лиц; низкая заработная плата госслужащих и неразвитая система их социальной защиты (социальных льгот госслужащим и их семьям); отсутствие гласности в деятельности центральной и местной публичной администрации; излишняя свобода, предоставленная ответственным лицам; сниженные возможности обличения коррумпированных лиц; недостаточное оснащение правоохранительных органов техническими средствами; отсутствие требуемых людских ресурсов и эффективных тактических средств.
На возникновение и уровень коррупции влияют следующие институциональные условия:
- монопольная власть чиновников; в частности, при распределении государственных товаров или государственном регулировании цен и установлении квот на производство и экспорт/импорт товаров; лицензировании экономической деятельности;
- определенная степень свободы действий представителей власти, которую они вправе использовать; чем больше свободы дано чиновнику, тем больше у него возможностей толковать правила (в обмен на незаконные выплаты или иные блага); строгие правила – хорошая профилактическая мера, если им следуют, но результативнее – упростить правила;
- определенная степень учета (контроля) и прозрачности действий представителей власти; здесь, однако, существует опасность коррупции самих контролирующих институтов и, таким образом, восхождения коррупции на более высокие уровни управления.
Пятой, по количеству упоминаний, причиной был назван переходный период, переживаемый страной, период первоначального накопления капитала. При этом эксперты ссылались на зарубежные страны, которые, по их мнению, также пережили такой период, сопровождавшийся резким увеличением коррупции.
Шестой причиной роста коррупции, по мнению экспертов, является отсутствие общественного контроля над властью. К этой причине можно отнести и уничтожение независимых СМИ, которые являются одним из элементов системы гражданского контроля.
Седьмой причиной, по частоте приводимых мнений, являются факторы социально-психологического и нравственного характера. К ним можно отнести массовый психологический стресс, который испытало население в ходе реформ, потеряв все сбережения, став главной жертвой приватизации, в результате которой появились сверхбогатые и новые бедные.
Cоциальные и моральные причины распространения коррупции связаны с традициями, мировоззрением, культурой и включают разобщение и деморализацию общества; разрушение этических ценностей; недостаточное просвещение гражданского общества; гражданскую апатию и пассивность; общественную терпимость; социальную поляризацию; недобросовестную политическую конкуренцию; злоупотребление властью в отношении средств массовой информации.
Оценка воздействия на коррупцию этико-культурных факторов является наиболее сложной задачей ввиду «нематериальности» этой сферы.51 Однако именно культурную предрасположенность социума следует рассматривать как основную причину коррупции.
Сильное влияние на предрасположенность общества к коррупционной манере поведения оказывает слияние церкви и государства. Если они тесно взаимодействуют, то создаются наиболее благоприятные условия для формирования коррупционной обстановки.
Коррупция – это сигнал о наличии двойной проблемы. Первая составляющая заключается в том, что страной плохо управляют, а вторая – в тяжелых последствиях, порождаемых коррупционной системой. Одна из самых коррумпированных сфер – это высшие учебные заведения. Для нее характерно базирование на так называемых коррупционных сетях. Это тот случай, когда, казалось бы, жертва очевидна: тот, кто по своим знаниям достоин учиться в институте, но не может заплатить за поступление в него. Но все гораздо хуже. И здесь мы вправе говорить о преступлении без видимых жертв.
Восьмой причиной, эксперты назвали несовершенство управленческих механизмов, в том числе и на уровне социальных навыков. Коррупция стала схемой работы власти. Она заложена в социальных навыках и социализации населения, в социальных навыках лиц, принимающих решения. По мнению экспертов, этому способствует (и соответствует) субъектный (клиентистский) тип политической культуры, в соответствии с которой граждане готовы поступиться своими правами и своей свободой в обмен на защиту и блага, предоставляемые им властным субъектом.
5. Четыре года действия закона «О противодействии коррупции». Итоги.
С 2008 года президент Дмитрий Медведев объявил борьбу с коррупцией вопросом национальной безопасности. Коррупция тормозит экономическое развитие, обрекает на неудачу борьбу с терроризмом, отрезает для бизнеса возможности защитить права собственности.
Президент РФ Д. А. Медведев инициировал в очередной раз, очередную борьбу с коррупцией – обнародовав национальный план борьбы с коррупцией и внеся ряд законопроектов в Государственную Думу. Был принят закон «О борьбе с коррупцией».
Прошло почти 5 лет. Что мы имеем?
По обновленному индексу восприятия коррупции в разных странах, расчитываемом Transparency International, Россия заняла 154-е место из 174 возможных, опустившись за год на восемь позиций.52
Объявленная президентом Медведевым борьба с коррупцией в России дает странные результаты. Средний размер взятки в стране составил свыше 44 тысячи рублей, сообщил в своем докладе начальник Департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Шалаков на заседании ведомства.
Таким образом, с начала этого года средний размер взятки увеличился вдвое: в январе сообщалось, что средний размер взятки по оконченным уголовным делам составил 23 тысячи рублей, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2008 году. То есть за два года средняя взятка стала в четыре раза больше.53
В современной России взяточничество не просто резко растет, оно приобрело иное качество. Его стали считать двигателем прогресса. Взятки превратились в смазку, без которой уже не вертятся многие колесики государственного механизма. Мздоимство, считавшееся прежде позором, введено государством в норму. Ведь ст. 575 ГК РФ позволяет чиновникам брать подарки у клиентов, если цена подарка не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Но это еще не все. ГК РФ не ограничивает ни число клиентов, которые могут давать подарки одному чиновнику, ни количество случаев, когда подарки может приносить один и тот же клиент. 54
Ежемесячный неучтенный доход московских милиционеров достигает 1 млрд. рублей, сообщил глава профсоюза сотрудников милиции города Москвы М. Пашкин. В эту сумму входят взятки сотрудникам ГИБДД, поборы с незарегистрированных мигрантов, а также с ларечников и уличных торговцев, прекращение уголовного преследования за деньги, выкуп задержанных, выдача различных справок (вроде справки об отсутствии судимости) и многое другое.55
Ну как тут не вспомнить всенародно обсуждаемый проект закона «О полиции». П. Крашенинников констатирует: «Мы надеемся, что закон «О полиции» не вступит в силу в ближайшем ноябре,— заявил он.— В нём слишком много неточностей и более того, там есть коррупционные моменты». Напомним, новый закон предполагает некоторые новшества для милиции, которую переименуют в полицию. Например, участие в лицензировании и выдаче прав водителям, также сотрудник полиции сможет заключать договор на обслуживание, который будет приносить ему деньги. По мнению Павла Крашенинникова, коммерческая деятельность вызовет у служителей правопорядка конфликт интересов, а значит, может склонить их к коррупции. Законодательство может противоречить заключённому договору либо сотрудник может предпочесть работу по договору своим прямым обязанностям.56
В антикоррупционные достижения последних двух лет можно занести и закон об антикоррупционной экспертизе законопроектов. По информации главы администрации президента С. Нарышкина, за 2009 год органами прокуратуры и Минюстом было проверено более 800 тыс. действующих нормативно-правовых актов и их проектов. В них было выявлено около 48 тыс. коррупционных фактов.57
«За время действия краевого закона (имеется ввиду КЗ «О борьбе с коррупцией») в прокуратуру края, ГУВД и УФСБ по краю не поступило ни одного запроса о наличии информации, препятствующей назначению лица на государственную должность края о его причастности к коррупционным правонарушениям», – сообщил прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек 12 ноября, на межведомственном совещании, посвященном борьбе с коррупцией.58
А васька слушает, да ест. Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края объявил о необходимости заплатить полмиллиона за «Оказание услуги по развитию инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства». Почитайте и прослезитесь – за аренду стола в Краснодаре и стола в Тимашевске на две недели – 500.000 рублей.59
Борьба с коррупцией привела к неожиданному результату: давать взятки стало опаснее, чем брать. Подробности сообщает сайт newsru.com со ссылкой на «Российскую газету». По данным Верховного суда России, в прошлом году было осуждено более 3000 человек за то, что кому-то дали взятку. Самих взяточников судили реже. За получение мзды осуждено 2300 человек, причем подавляющее большинство из них наказаны за сущую мелочь.
Каждый десятый из осужденных взяточников взял меньше 500 рублей. Почти треть коррупционеров брали от 500 до 3000 рублей. Приговоров, когда в дипломате лежало более миллиона рублей, было около полутора процентов от всех «взяточных» дел.
По мнению правозащитников, борцы с коррупцией берут самый низовой и незащищенный слой коррумпированного населения. В том числе, низших чиновников, преподавателей, торгующих «пятерками», или корыстолюбивых врачей. А вместе с ними в группу риска попали и граждане, несущие конверты.60
Неразбериха в сроках и порядке назначения глав регионов – следствие правового хаоса, уже многие годы царящего в стране. Причина, по которой новый закон о назначении губернаторов дал столь явный сбой, кроется в его статье, позволяющей Президенту РФ самостоятельно определять порядок внесения и рассмотрения кандидатур на посты глав регионов, а также проведения консультаций с выдвинувшими их партиями. Именно эта норма позволяет главе государства не считаться с указанными в документе сроками. Благодаря ей Президент РФ может ставить перед региональными парламентариями губернаторский вопрос в любое удобное для себя время. Новый закон стал лишь очередным винтиком в системе «ручного управления» российскими регионами». Подобными отсылочными нормами переполнены все федеральные и региональные законы. Федералы бесконтрольно передают часть полномочий регионам, а те, в свою очередь – муниципалитетам. В результате создается благодатная почва для коррупции.
Коррупционной является и упомянутая выше статья закона о назначении губернаторов. «Учитывая, что претенденты на назначение на пост главы региона могут «инвестировать в вопрос» до полумиллиарда долларов, а ежегодно в стране назначается до 20 губернаторов, коррупционная емкость этого документа составляет до 10 миллиардов долларов.»61
В. Южаков ставит вопрос: Могут ли принятые законы помочь противодействию коррупции? И сам отвечает на него – в нынешней форме – нет, национальный план (пакет законопроектов) не является операциональным, не содержит механизмов выполнения поставленных задач. Новые законопроекты, не задевающие базовых причин коррупции, просто-напросто распространяют нормы антикоррупционного характера, которые ранее содержались в законе о государственной и гражданской службе и распространялись на гражданских чиновников, на других должностных лиц, – правда, тоже не на всех. На высших должностных лиц государства они и теперь не распространяются.62
Ясин Е.Г. подчеркнул, что в рамках сегодняшнего режима, даже если бы были законы, в которых не было бы никаких оговорок или «форточек», которые оставляют свободу рук изготовителям этих законов и так далее, все равно ничего бы не произошло. Даже самые правильные законы не спасают положения. Другое дело, если поменяется режим. У меня лично такое ощущение, что Владимир Владимирович Путин выстраивал этот режим с определенной целью. Цель стала ясна. Если кто не понимал, то в последнее время она вполне проявилась в связи с внесенными поправками в Конституцию РФ. Нельзя было ничего менять. И сам он ничего не менял. Но видите, его «недостойный» преемник, так сказать, сразу же все поменял. Это настолько ясно осветило проблему третьего срока, что, думаю, можно уже не сомневаться. 63
Однако эксперты говорят о том, что все принятые меры все равно не позволяют эффективно и доказательно выявлять коррупционеров. Собственно, это признал и сам президент, когда 14 июля на заседании Совета законодателей заявил, что, несмотря на все меры, «никаких значимых успехов» в борьбе с коррупцией он «отметить» не может.
Анализ показывает, что причин тому несколько. Во-первых, российским чиновникам нет равных в изыскании способов обхода возведенных антикоррупционных барьеров, по оценкам главы КУ президента Константина Чуйченко, в результате очищения от коррупции и неэффективности можно изыскать до 1 трлн. рублей бюджетных денег в год.64
Во-вторых, несмотря на все успехи в антикоррупционной экспертизе законов, законодательство все еще остается дырявым. 14 июля на заседании Совета законодателей в Кремле Сергей Миронов сообщил: «Поистине коррупционным эдемом сегодня остается порядок выделения земельных участков и весь спектр земельных правоотношений. При этом настораживает то, что новые коррупционные схемы выстраиваются без формального нарушения действующего законодательства, следовательно, законодательство нужно корректировать».
В-третьих, и те меры, которые уже введены, зачастую не выполняются или просто нереализуемы. Так, на заседании Совета законодателей Дмитрий Медведев сам признал, что существующий порядок передачи имущества госслужащим в доверительное управление при его переходе из бизнеса на госдолжность «вообще не работает» и, возможно, надо создавать «государственные конторы», которым он будет передавать имущество в управление. Не все так хорошо и с декларациями. По оценкам экспертов, у антикоррупционных комиссий в органах госуправления фактически нет средств и возможностей для проверки достоверности деклараций чиновников.65
Как писал ранее «Полит.ру», антикоррупционные инициативы Медведева либо носят рамочный характер (как нормы об антикоррупционной экспертизе законопроектов), либо и вовсе чисто декларационный (как необходимость обязательного декларирования имущества чиновников). То есть неспособны сами по себе дать эффект ни по одному из перечисленных направлений, за исключением пресечения появления нового взяткоемкого законодательства. Тогда как для борьбы с коррупцией нужна качественно иная институциональная среда – в частности, независимость судов и модернизация налогообложения.66
6. Средства противодействия коррупционному насилию
Сегодня в стране сложилась ситуация, когда не обращать внимание на коррупцию стало невозможно, однако, это не вызвало адекватной реакции со стороны общества и государства. При всей остроте указанной проблемы и необходимости применения срочных мер к пресечению роста коррупции и преодолению ее негативных последствий, до сих пор не выработано каких-либо эффективных мер и решений для борьбы с ней.
Очевидно, что ограничение коррупционного насилия должно проводиться комплексно, всесторонне, и поскольку антикоррупционная политика встретит сопротивление на разных уровнях властной иерархии, потребуется постоянный пересмотр мер борьбы с коррупцией, чтобы выявить и отказаться от неэффективных мер и заменить их на более действенные.
Однако уже сегодня вполне очевидно, что процесс борьбы с коррупцией и попытки ее предупреждения на государственном уровне в очередной раз не вырастают в целостную систему с четко определенными стратегическими и тактическими задачами.
Следует целеустремленно, настойчиво, каждодневно претворять в жизнь следующие меры совершенствования противодействия коррупции:
1. Противодействие коррупции должно основываться на ряде следующих базовых положений:
а) постоянный анализ изменений коррупционного поведения, ее причин;
б) определение стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния правоохранительной системы и, что самое главное, состояния общественного сознания;
в) следует в разные периоды времени выделять стратегические направления, на которых акцентировать особое внимание (в законотворческом, правоприменительном, организационно-кадровом, финансовом и иных аспектах).
2. Одновременное воздействие со стороны государства на экономическую, социальную, организационную и духовную базу эскалации коррупции.
3. Основным направлением борьбы и профилактики коррупции должно стать не только усиление карательной политики, но и активное воздействие на причины и условия коррупции, с одновременным пресечением процессов самодетерминации коррупции и коррупционного поведения, выявлением и прекращением деятельности идеологов и организаторов коррупционных преступлений.
4. Меры профилактики и борьбы с коррупцией не должны носить чрезвычайного характера. Необходимо, чтобы социально-экономическая политика государства не оставляла для большей части населения только криминального варианта поведения, для другой – не демонстрировала бы необычайно высокую экономическую эффективность девиантного поведения.
5. Широкую пропаганду идей, лежащих в основе общепринятых моральных норм и закона, разъясняющих экономическую опасность коррупционной преступности и возможности добиться успеха в борьбе с ней, с одновременным исключением распространения преступной идеологии и психологии через СМИ.
6. Необходимы совместные усилия и взаимодействие всех институтов гражданского общества, всех граждан. «Важно предотвратить процессы самоорганизации населения на противоправной, в том числе криминальной основе. В основе таких процессов лежат потребность выживания в условиях безработицы, низких и нерегулярных доходов, отсутствие ясной и оптимистической перспективы для многих граждан, информированность населения о преступности представителей властных структур, их безнаказанности и своеобразный социальный протест, неуважение к существующему порядку и власть имущим».67
Что надо сделать первоочередно?
Первое. Необходимо преодолеть отсутствие действительной политической воли. С этим фактом ни один даже самый опытный эксперт, ученый, центр ничего не могут сделать.
Второе. Как показывает первичный анализ всех разработок, большинство их касается отдельных аспектов коррупции, либо отдельных регионов, либо отдельных видов нарушений в области коррупции.
Однако без комплексной, всеобъемлющей, общероссийской программы противодействия коррупции и теневой экономике, каких-либо эффектов в деле борьбы с этими явлениями достичь невозможно.
Разработка государственной политики по противодействию коррупции и теневой экономике должна основываться на четкой апробированной методологии разработки иных государственных политик с жестким соблюдением всех этапов методологии: от постановки ценностной цели, определения основных интегративных проблем, препятствующих достижению поставленных целей, декомпозиции этих проблем на субпроблемы и задачи, до построения конкретных нормативных или иных управленческих решений и агрегирования их в конкретные нормативные правовые акты.
Третье. В основе программы борьбы с коррупцией, как и в основе любой концепции противодействия преступности, должны лежать определенные принципиальные соображения – принципы, пронизывающие теорию и практику борьбы с этими негативными явлениями:
- переориентация стратегии государства (экономической, социальной, идеологической) с интересов элиты на интересы большинства граждан России;
- законность, предполагающая в первую очередь, законодательную основу борьбы с коррупцией;
- упреждающий характер мер воздействия на коррупцию;
- адекватность применяемых мер борьбы с коррупцией социально-экономическим, политическим реалиям, состоянию общественного сознания;
- непрерывность борьбы с коррупцией, исключающая компанейщину;
- комплексность борьбы с коррупцией, ее направленность на предупреждение коррупции на всех уровнях и во всех ветвях власти;
- координация деятельности правоохранительных структур и всех органов государственной власти;
- специализация сотрудников правоохранительных органов и специализированная подготовка;
- использование возможностей гражданского общества в предупреждении коррупции.
Четвертое. Хотим мы этого или нет, но нужно в первую очередь – разрабатывать и принимать новую Конституцию РФ, ибо ныне действующая – все больше становится препятствием для борьбы с коррупцией. Почему?
1). Это основной документ власти, а не общества. Конституция 1993 года писалась в узких коридорах администрации Президента Ельцина без всенародного обсуждения, в известных историко-политических условиях и под очередного главу государства.
Перекос в сторону президентской власти настолько заметен, что значительно снижает роль, например, парламента, что не может не сказаться на выполнении им полноценных представительных и контрольных функций;
2). в действующей Конституции отсутствует система юридических обязанностей и ответственности для власти, которые смогли бы обеспечить провозглашенные во 2 главе права и свободы личности.
В Конституции страны и целом ряде законов (в частности, Федеральном конституционном законе «О правительстве РФ», Федеральном законе «Об основах государственной службы в РФ», Уголовном кодексе РФ) были установлены положения, позволяющие выделить «касту неприкасаемых», «наделенных всей полнотой власти и в то же время не несущих ответственности за свои решения».68
Пятое. Одним из основных базовых ресурсов противодействия коррупции в нашей стране должно явиться придание российскому законодательству антикоррупционной направленности. Для этого потребуется серьезная «инвентаризация» норм, регулирующих все основные сферы функционирования экономики, системы управления, правоохранительной и иных видов деятельности государства.
Требуется введение во всех сферах законотворчества обязательной независимой правовой антикоррупционной экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения в Государственной Думе, Совете Федерации, законодательных органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.
Шестое. Крайне неотложной является задача создания антикоррупционных механизмов в сферах деятельности с повышенным риском коррупции, к которым относятся налогообложение и таможенное дело, управление государственным имуществом и закупками, правоохранительная деятельность.
Седьмое. Антикоррупционная политика должна стать постоянной и неотъемлемой частью государственной политики в целом. С введением в действие Концепции и Стратегии противодействия коррупции необходимо принять Государственную целевую программу противодействия коррупции на среднесрочную перспективу. Особое внимание в этих документах должно быть уделено мерам предупреждения коррупции в органах исполнительной власти, правоохранительной и судебной системах.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно предложить некоторые первоочередные рекомендации по борьбе и совершенствованию мер предупреждения и профилактики коррупции:69
1. Главным направлением в предупреждении коррупции и борьбе с ней является формирование бескомпромиссной политической воли государства в деле практической реализации антикоррупционной программы «чистые руки». Это требует от правящей элиты начать решительную борьбу с коррупцией прежде всего с самих себя.
2. Требуется неотложное принятие Федерального закона «О лоббировании», который должен создать правовое поле для исключения коррупционных схем продвижения законопроектов, противоречащих интересам общества и государства, но обеспечивающих тем или иным структурам материальные и иные преимущества, а также блокирующих законопроекты, противоречащие групповым и корпоративным интересам.
3. Вне всякого сомнения, антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства, но не в коем случае не ограничиваться одним специальным законом либо законодательным актом, включая в себя: разветвленный социально-правовой контроль и подотчетность государственных служащих; открытость (прозрачность) процесса принимаемых решений; значительное сокращение чиновничества; сужение дискреционных полномочий чиновников; реально независимые и дееспособные правоохранительные структуры, независимые суды; другие организационные предпосылки.
4. Необходимо развивать различные формы гражданско-правового контроля за социально-экономическими процессами. Речь идет о таких видах контроля как экономический, финансовый, бюджетный, валютный, экспортный, налоговый, пограничный, миграционный, экологический, торговый, прокурорский, судебный, арбитражный и, наконец, таможенный контроль.
5. Следует воздействовать на коррупционную преступность путём создания условий для «прозрачного» принятия всех общественно значимых решений государственными должностными лицами.
6. Необходимо пересмотреть практику представительства государственных интересов в акционерных обществах с долей государства в капитале.
7. Необходимо боле четко урегулировать и ужесточить контроль взносов на выборы и другие политические цели со стороны отдельных предпринимателей, коммерческих и иных структур, которые представляют огромные средства в целях получения в будущем от избранного должностного лица доступа к власти, финансовым и иным возможностям.
8. В действующем уголовном законодательстве понятие коррупция не должно сводится только к простому взяточничеству. Коррупционная практика многообразна. Это: лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почётных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счёт спонсоров и т.д.
9. Необходимо создать жесткий правовой механизм обязательного декларирования полного имущественного положения государственных служащих – должностных лиц, на основании которого осуществлять обязательные проверки имущественного положения 100% должностных лиц федеральных органов власти.
10. Повсеместно следует внедрять в административные процедуры уведомительный принцип вместо доминирующего в настоящее время разрешительного принципа.
11. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся ограничения применения институтов назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, уголовного осуждения и условно-досрочного освобождения от наказания к должностным лицам, совершившим присвоение вверенного имущества при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах или получившим взятку при таких же обстоятельствах.
12. Внести в Кодекс об административных правонарушениях нормы об ответственности за коррупционные нарушения, выражающиеся в любом противоправном использовании государственным служащим своего статуса, ущемляющем права и законные интересы граждан при отсутствии признаков преступления.
13. Разъяснить от имени Пленума Верховного Суда РФ необходимость однозначного отнесения должностных лиц муниципальных органов власти к числу способных нести ответственность за должностные преступления.
14. Необходимо предусмотреть корректировку Федерального закона «О государственной службе в Российской Федерации», который бы распространялся на все без исключения категории государственных должностных лиц и государственных служащих;
15. Следует создать независимый государственный орган, наделенный полномочиями раскрытия и расследования фактов коррупции и организованной преступной деятельности на федеральном и региональном уровнях, подчиненный непосредственно Президенту России.
С учётом зарубежного опыта следует продумать формирование в России института независимого прокурора. «Никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением … быть разоблачённым и наказанным. Честность … должна постоянно подкрепляться страхом перед хорошо работающим прокурором».70
Независимость антикоррупционных структур особо важна в борьбе с продажностью среди правящей, политической и экономической элиты, в руках которой остаются огромные рычаги воздействия на государственные органы;
16. Необходимо последовательное совершенствование законодательства с целью упразднения специального уголовно-процессуального статуса депутатов, судей и прокуроров.
17. Необходимо установить универсальную подследственность уголовных дел о должностных преступлениях.
18. Необходимо осуществить комплексную криминологическую экспертизу действующего и проектируемого законодательства на предмет выявления неопределенностей, могущих способствовать росту коррупции среди государственных служащих.
19. Социально-правовой контроль над коррупционной деятельностью не может быть осуществлён в полной мере без активного сотрудничества государственных контролирующих органов с общественными организациями и отдельными гражданами.
Необходимо разработать способы и средства, ориентированные на население, с тем чтобы поощрять общественность и отдельных граждан к представлению объективной информации о коррупции чиновников.
20. Особое место в антикоррупционной деятельности должны занимать средства массовой информации. Сегодня они стали широким полем, на котором постоянно показываются коррупционные отношения власть имущих и их окружения. СМИ стали не только информационным полем, но и мощным инструментом, с помощью которого широкие массы людей узнают о порочных действиях избранных ими руководителей, о казнокрадстве, нарушениях законов и служебной этики, вызывая тем самым негативное отношение к ним. СМИ все больше становятся активным оружием воздействия на общество. Поэтому необходимо менять ситуацию с зависимостью государственных средств массовой информации исключительно от исполнительной власти, которая, очевидно, не является единственным государственным институтом. В этих условиях неразумно говорить о гласности при борьбе с коррупцией. Необходимо вводить паритетный контроль над государственными СМИ с участием палат Федерального Собрания.
21. Развертывание широкой системы антикоррупционного правового просвещения и воспитания граждан.
Мы разрушили социалистическую идею, рассматривавшую коррупцию как негативное явление, наносящее вред обществу и его интересам, но не создали новой идеи. В результате в обществе сформировалось весьма снисходительное отношение к коррупции как неотъемлемой части нашей жизни. Необходимо сформировать новую общественную идею, не приемлющую коррупцию, и на этой идее воспитывать всех граждан, начиная с учреждений дошкольного возраста. Этим делом должно заниматься государство через определенную систему государственных и муниципальных учреждений образования и культуры, средства массовой информации, представляющие чрезвычайно важный институт воздействия на сознание людей.
Одной из опасных тенденций преступности последних лет стала криминализация политической и правящей элиты или преступность респектабельных и «белых воротничков». Криминализация правящей и политической элиты в России, как, впрочем, и в других странах, имеет наиболее высокую латентность и безнаказанность. Своих сдают редко или совсем не сдают. Генеральная прокуратура неоднократно обращалась в Государственную Думу России с просьбой дать согласие на привлечение депутатов к уголовной ответственности, но ни разу его не получила.71
Сегодня фактически отсутствуют превентивные меры, профилактика преступности: «В момент общественной дезорганизации – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужного воздействия на человека».72
22. Особое значение в антикоррупционной политике важно отводить профилактике.
Выводы
Масштабы коррупционного насилия в России – это свидетельство порочности всей социально-экономической системы, где правоохранительные органы любой ценой стараются удерживать власть для правящей верхушки.
Российская буржуазная «демократия» в глубоком кризисе: налицо распад буржуазно-либеральных ценностей.
Казнокрадство и мздоимство чиновников приняло неимоверные, катастрофические размеры, однако привлекаются к ответственности учителя и врачи.
Нынешний политический режим категорически непригоден к созидательной деятельности, и страна эволюционирует ко всё более жесткой системе личной власти.73
По мнению экспертов, власти лишь имитируют борьбу с коррупцией и ловят тех, кого поймать легче всего. Успешность борьбы со взятками нельзя мерить числом возбужденных дел. Большая часть выявленных случаев – результат провокации со стороны полиции.
Мы имеем:
- игнорирование прав личности, неудавшиеся экономические реформы, вовлечение широких слоев населения в торгово-посредническую область, отсутствие правового урегулирования, традиций деятельности в сфере бизнеса, налогов, вымогательство привели к криминализации большинства участников подобной деятельности. Если «цена» человека определяется стоимостью потребляемого, а государство платит «бюджетникам» по принципу «кормления» («остальное сами доберете»), то максимизирующий свое благосостояние индивид распределяет свое время между криминальной деятельностью и деятельностью в рамках закона»;74
- за считанные годы, в начале 90-х годов ХХ века коррупционное насилие в новой России превратилась в системную патологию, резко снижающую жизнеспособность государственного организма в целом. Упала управляемость государственного аппарата и страны в целом, осложнилась смена кадров, крайне затруднены перемены в политической системе. Можно считать, что существует противостояние власти и преступника. Государство перестает выполнять функции защиты общества, так как почти все общество в той или иной мере криминализировано;
- понятия «коррупция» и «организованная преступность» в России все чаще употребляются как единое социальное явление, характеризующее состояние государственности и законности;
- коррупционное насилие – это не только взятки, это и включенность в сеть взаимных услуг. Страна покрыта взаимно перекрывающимися коррупционными сетями. Главная функция большинства сетей: распределение бюджетных денег в пользу входящих в сеть структур, обеспечение им конкурентных преимуществ;
- сегодня старые виды «крышевания» сменяются партнерством корпоративного типа между чиновником и бизнесменом, когда они в единой корпорации преследуют общую выгоду. Нередко коррупционные сети региона замыкаются на его губернатора.75
Все это, конечно же – не радует, а заставляет здравомыслящих людей очень сильно задумываться о дальнейшей судьбе российского государства…
1 Бобров А. Февраль с болидом и поливом. // Советская Россия. 2013 г. 28 февраля.
2 С.А. Гончаров. Причины и истоки современного терроризма. // http://www.waaf.ru/cgi-bin/index.cgi? r=6& r_1= 38& r_2=9
3 Истоки насилия и жестокости – в обществе. // Regions.ru. 18.04.2006
4 Генпрокурор нашел главных взяточников в России: это учителя, милиционеры и врачи. // http://www.august.ru/8238.html
5 Там же.
6 Главные взяточники в России – это милиционеры, врачи и преподаватели, посчитал Верховный суд // http://newsru.com/russia/29jan2009/bribes.html
7 Российские чиновники воруют как в последний день: объемы коррупции достигают $300 млрд в год // http://newsru.com/russia/17mar2009/corrupt.html
8 Долгих П.Н. Докажут всё, что им позволят. // Советская Россия. 2013 г. 26 февраля.
9 Болдырев Ю. Новая газета. 1996. № 40.
10 «Черные доходы» московской милиции – 1 млрд. рублей в месяц. // http://img2.sibnovosti.ru/articles/49437
11 См.: Семенова И. Не пойман, но вор. За год в карманах «лиц, принимающих решения» осело не менее 520 миллиардов рублей – практически четверть бюджета страны//Российская газета. 2002.5 декабря.
12 Уменьшат ли коррупцию законы о коррупции? // http://www.liberal.ru/articles/1976
13 Великие коррупционеры Кубани // http://www.dg-yug.ru/a/2013/01/10/Velikie_korrupcioneri_Kub
14 Чиновники себя не обидели: размер взяток растет быстрее инфляции // http://newsru.com/russia/06feb2009/vzyatki.html
15 В. Илюхин. Питерское иго. Советская Кубань. 2008. 14 ноября.
16 Коррупция обнаглела. (Интервью В. И. Илюхина). Советская Россия. 2008. 8 ноября.
17 Делягин М. Путину нечего предложить России. // http://www.rzs64.ru/news/putinu-nechego-predlozhit-rossii
18 См.: Верховный суд разрешил применять силу при разгоне акций // http://lenta.ru/news/2012/09/27/vs/
19 Делягин М. Путину нечего предложить России. // http://www.rzs64.ru/news/putinu-nechego-predlozhit-rossii
20 Зюганов Г.А. О политическом отчете Центрального Комитета КПРФ ХV Съезду партии. // Советская Россия. 2013 г. 26 февраля.
21 Делягин М. Глобализация порождает терроризм // http://www.kapitalist.lv/?path=1,113&st=140
22 Неофеодализм в России. //http://www.baikal24.ru/page.php?action=show Item&type=hot&id=9
23 Медведев Д.А. Выступление с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года // http://kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374 type63381type82634_208749.shtml
24 Делла Порта Д. Действующие лица в коррупции: политические бизнесмены в Италии // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16. С. 55-73.
25 См.: Симония Н. Особенности национальной коррупции. // Свободная мысль – ХХI. 2001. № 8. С. 19–24.
26 Социалистическая модернизация – путь к возрождению России. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на V (апрельском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ. // http://www.ng-kom.ru/engine/prin~156.htm
27 Проблемы модернизации России. //http://www.voanews.com/russian/news/russia/Modernization-of-Russia-2010-11-11-107341523.html
28 Клейменов М.П., Клейменов И.М. Механизм криминализации власти. // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 34-35.
29 Горобец Е.А., Карасев В.В., Мартыненко Б.К. Актуальные проблемы коррупции и коррупционного насилия в реформируемой России. Краснодар, 2011. С. 26.
30 См. подробнее: Римский В. Л. 1.6.1. Определение понятия «коррупционная сеть». // Гражданские инициативы и предотвращение коррупции. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб: Норма., 2000.
31 См.: Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике. // Финансы и кредит. 2004. № 17.
32 Давыдова М. Тарифы на услуги для бизнеса. Прейскурант административных должностей. // http://compromat.ru/page_18139.htm
33 Русский фокус. 2004, № 2 (129). С. 23.
34 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Изд-во Казанского ун-та, 1997. С.106-107.
35 Left N. Economic Development trough Bureaucratic Corruption // The American Behavioral Scientist. 1964, VIII;
Scott J. Comparative Political Corruption. Englewood Cliffs, 1972; и др.
36 Цит. по: Гилинский Я. И., Гольберт В. В. Институциональные эффекты девиантности и социального контроля. // Российский криминологический взгляд. №1, 2009. С. 218-233.
37 Отчет о конференции: Коррупция – препятствие для модернизации России?// http://www.werner-schulz-europa.eu/russisch/47-russisch/425-2011-11-21-13-53-13.html
38 Отчет о конференции: Коррупция – препятствие для модернизации России?// http://www.werner-schulz-europa.eu/russisch/47-russisch/425-2011-11-21-13-53-13.html
1. Пороховский А.А. Реализация экономических интересов – основа модернизации. //http://igpr.ru/library/porohovskij_aa _realizacija_ jekonomicheskih_interesov_osnova_modernizacii
40 Социалистическая модернизация – путь к возрождению России. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на V (апрельском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ. // http://www.ng-kom.ru/engine/prin~156.htm
2. Литвинов А.А. Проблемы модернизации российской экономики. //http://www.yavnauke.ru/stati/yekonomicheskie-modeli-funkcionirovanija-predprijatii-i-regionov-v-uslovijah-rynochnoi-yekonomiki/problemy-modernizaci-rosiiskoi-yekonomiki.html
42 Гринберг Р. Третья улыбка Фортуны. // Ведомости. 2009. 1 июля.
43 Социалистическая модернизация – путь к возрождению России. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на V (апрельском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ. // http://www.ng-kom.ru/engine/prin~156.htm
44 Белов В.Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму. М., 2001. № 15 (146). С. 16.
45 А.В.Дмитриев. Насилие – российский вариант. // http://www.nns.ru/analytdoc/konf2.html
46 Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола.// Вопросы психологии. 1993. N 4; Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. С. 49; Нравственность, агрессия, справедливость. (Сокращенное изложение главы из книги Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974). // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 84-97.
47 Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ: системный подход к исследованию проблемы. В сб. Коррупция как глобальная проблема современности. Доклады и сообщения. // http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1233&print=1&more=1
48 См. например: Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. //Под общ. ред. Сулакшина С. С. М. 2008. С. 38-39.
49 Номоконов В.А. Рынок коррупционных услуг: состояние и перспективы борьбы. // http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1279&more=1
50 Там же.
51 Об этом см. также: Треушников И.А. «Коррупционная среда» – правосознание – коррупция // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество.
Н. Новгород, 2001. С. 325–329.
52 Успехи в борьбе с коррупцией выглядят очень относительными. // http://ryzkov.ru/print_new.php?id=11394
53 Российская взятка увеличилась вдвое. // http://www.polit.ru/event/2010/07/27/grow.html
54 Улицкий С. Я. Социально-политические предпосылки организованной преступности и коррупции в современной России. // http://www.crime.vl.ru/index.php?p=994&more=1
55 «Черные доходы» московской милиции – 1 млрд. рублей в месяц. // http://img2.sibnovosti.ru/articles/49437
56 П. КРАШЕНИННИКОВ: ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ» ДОВЕДЁТ ДО КОРРУПЦИИ. // HTTP://CORMAP.RU/CONTENT/VIEW/5942/107/
57 Успехи в борьбе с коррупцией выглядят очень относительными. // http://ryzkov.ru/print_new.php?id=11394
58 По результатам служебных расследований взяточники остаются на службе. // http://www.fedpress.ru/federal/polit/vlast/id_207180.html
59 Извещение о проведении запросов котировок № 170657 от 22.11.2010г. //http://trade-test.gz-kuban.ru/quotationsNotice.action?quotationId=170657
60 ПРЕДЛАГАТЬ ВЗЯТКУ В РОССИИ ОПАСНЕЕ, ЧЕМ БРАТЬ. //HTTP://CORMAP.RU/CONTENT/VIEW/4836/107/
61 ЗАКОН О НАЗНАЧЕНИИ ГУБЕРНАТОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ КОРРУПЦИОННЫМ. //HTTP://CORMAP.RU/CONTENT/VIEW/4118/107/
62 Уменьшат ли коррупцию законы о коррупции? // http://www.liberal.ru/articles/1976
63 Уменьшат ли коррупцию законы о коррупции? // http://www.liberal.ru/articles/1976
64 См. “КоммерсантЪ” от 30 октября 2010.
65 Успехи в борьбе с коррупцией выглядят очень относительными. // http://ryzkov.ru/print_new.php?id=11394
66 Российская взятка увеличилась вдвое. // http://www.polit.ru/event/2010/07/27/grow.html
67 Преступность, статистика, закон. Москва, 1997. С. 25.
68 Глинская С.П. Коррупционные преступления в современной России//Организованная преступность и коррупция. 2000. № 4. С. 59.
69 Предлагаемые меры – не панацея и не истина в последней инстанции. Это всего лишь основной комплекс крайне необходимых, первоочередных действий – авт.
70 Яни П. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская Юстиция. 2001. № 7. С. 59.
71 Глинкина С. К вопросу о криминализации российской экономики. Альтернативы, 1997. № 1. С. 164.
72 Дюркгейм Э. Самоубийство. М. 1994. С. 238.
73 Зюганов Г.А. О политическом отчете Центрального Комитета КПРФ ХV Съезду партии. // Советская Россия. 2013 г. 26 февраля.
74 Цит. по: Гилинский Я.И. Девиантность в обществе потребления. // http://www.zelife.ru/ekochel/consumptionman/3787-deviant.html
75 Борьба с коррупцией: системная задача. // http://anticorr.ru/borba-s-korrupciej-sistemnaya-zadacha/
Оставить комментарий
Журнал
О проекте
Новости
• за сегодня •
• за вчера •
Новое
в трибуне
Новое в
разделе Наука
Юридическая
консультация
Вопрос:
Достаточно ли факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения за необоснованное умаление деловой репутации?
Ответ:
Факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения за необоснованное умаление деловой репутации. На истце в силу требований...