Смена адреса организации – частное ли дело?
19 июля 2013 г.кандидат юридических наук
судья Краснодарского краевого суда
До принятия Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»1 в российском праве и практике активно использовались термины «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.
Юридически неправильным видится дальнейшее использование названных терминов после введения в действие Закона о регистрации, т.е. после 8 августа 2003 г. Это объясняется принципиально новым подходом законодателя к определению вопроса об адресе организации – как элементу содержания соответствующего государственного реестра.
В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Данный адрес и является местом нахождения юридического лица, соответственно, юридический и фактический адрес непременно должны совпадать.
Единственное дополнение предусмотрено на случай наличия у юридического лица управляющего или управляющей организации. Законодательство о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц содержит основные нормы о таком управлении юридическим лицом.
В этом случае, наряду с указанными выше сведениями, в государственном реестре указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Например, в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»2 общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему; общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
Общество с ограниченной ответственностью как самая простая в организационном плане организация может обратиться лишь к управляющему, а не к управляющей организации. Обе возможности предусмотрены для акционерного общества. Так, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах»3, по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Здесь важно учесть значение, которое придаётся действующим российским законодательством рассматриваемой нами категории. По сути, это почтовый адрес, по которому можно будет реально найти юридическое лицо. Соответственно, вся документация, направляемая как органами публичной власти, так и частными лицами, должна дойти до адресата.
Юридическое лицо, представляя собой правовую фикцию, выступает в обороте посредством своих органов (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Только они, в пределах предоставленной им компетенции, вправе принимать решения, касающиеся деятельности юридического лица, представляя собой основной субстрат и часть организации. Не имеет смысла считать местом нахождения юридического лица иной адрес, по которому постоянно действующий исполнительный орган этого лица не находится.
Если же полномочие такого органа переданы управляющему или управляющей организации, то такая передача оформляется не внутрикорпоративными актами, а гражданско-правовым договором с иным лицом, специализирующимся на оказании управленческих услуг. Соответственно, при обращении к услугам профессионального управляющего местом нахождения организации будет, собственно, её адрес, но дополнительно необходимо указать адрес управляющего.
Таким образом, законодатель не позволяет допускать отличий юридического и фактического адреса. Но в юридической литературе по прежнему встречается данная ошибка. Например, Д.А. Сумской указывает: «Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. У организации может совпадать юридический и фактический адреса»4. Такое совпадение – это не допустимое исключение, а единственно допустимый действующим российским законодательством вариант. В обоснование данного вывода могут быть представлены следующие доказательства.
Для единообразного понимания вопросов о месте нахождения организаций в федеральные законы, регулирующие деятельность различных юридических лиц, внесены изменения, в соответствии с которыми «Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Соответственно, п. 2 ст. 8 Закона о регистрации указывает в ряде норм о порядке регистрации: «Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности».
Приведенная норма допускает квалификацию лишь в качестве императивной. Соответственно, изменить данное правило никто не вправе.
Возникает закономерный вопрос о последствиях перемены организацией адреса, в частности, отвечающего главному критерию места нахождения юридического лица – нахождению по нему постоянно действующего исполнительного органа. Несомненно, в данном случае следует зарегистрировать изменения. А так как место нахождения юридического лица представляет собой сведения, вносимые в обязательном порядке в учредительные документы юридического лица, а также в единый государственный реестр юридических лиц, то изменение адреса требует государственной регистрации на основании главы VI Закона о регистрации.
Для проверки соблюдения изложенных выше фактов и несоздания в результате такой регистрации «юридического адреса», по которому де-факто организация находиться не будет, регистрирующим органом (инспекцией Федеральной налоговой службы) осуществляются мероприятия налогового контроля. Цель последнего состоит в обнаружении или необнаружении организации по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ; что отражается в акте обследования адреса местонахождения юридического лица и, при необходимости, приобщаются объяснения собственников расположенных по адресу регистрации помещений.
Какой налоговый орган вправе осуществить данный контроль? При регистрации изменений, связанных с переменой адреса, возможно, во-первых, оставление регистрационного дела в том же налоговом органе, если подведомственность ему сохранилась; во-вторых, смена адреса может повлечь смену налогового органа. Налоговый контроль при этом вправе осуществить тот налоговый орган, в подведомственность которого будет осуществляться регистрация. Этот вывод подтверждается пунктом 1 ст. 18 Закона о регистрации, в соответствии с которым государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Естественно, так как дело данного юридического лица находится в «прежнем» налоговом органе, заявление, составленное по утверждённой Правительством РФ форме, подаётся с приложениями в именно в этот орган. Он обязан выдать Свидетельство о государственной регистрации изменений и готовить документы к передаче в другой налоговый орган. На основании п. 4 ст. 18 Закона о регистрации в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
У «переехавшей» организации сохраняется основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), но налоговый орган по новому месту нахождения должен поставить организацию на учёт с присвоением нового КПП – кода причины постановки на учёт.
В практике арбитражных судов встречаются случаи обжалования налоговым органом государственной регистрации изменений, если акт налогового контроля не выявил нахождения организации по новому адресу. Например, полагая, что изменения о месте нахождения общества, внесенные в устав ё «В», а также произведенная в соответствии с оспариваемым решением государственная регистрация изменений осуществлены на основании недостоверных сведений, районная ИФНС обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий регистрирующего органа5.
Нередко до «обнаружения» организации по новому адресу не осуществляется постановка её на учёт, что влечёт ряд негативных последствий для юридического лица.
Конечно, такая практика порочна, а суды должны отказывать в удовлетворении названных заявлений. Наш вывод основан на функциональных пределах регистрирующего органа.
Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц основано на том, что в полномочия регистрирующего органа не входит проверка представленных заявителем сведений на предмет их достоверности. Отказать же в государственной регистрации регистрирующий орган вправе лишь по основаниям, прямо указанным в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. Перечень таких оснований является исчерпывающим.
Отсутствие полномочий по проверке достоверности сведений связано с перенесением бремени ответственности за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений на заявителей и самих юридических лиц (п. 1 ст. 25 Закона о регистрации). В этом случае возможно наложение на указанных лиц административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Таким образом, отвечая на заглавный вопрос темы, следует отметить, что место нахождения юридического лица представляет собой одно из сведений, вносимых в публичного характера единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, смену адреса признать частным делом организации нельзя и такое изменение подлежит государственной регистрации.
1 Это первоначальное наименование. В настоящее время, с учётом последующих изменений, он именуется: О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 03.12.2011 г. № 383-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 33. – Ст. 3431; 2003. – № 26. – Ст. 2565; № 50. – Ст. 4855; № 52. – Ст. 5037; 2004. – № 45. – Ст. 4377; 2005. – № 27. – Ст. 2722; 2007. – № 7. – Ст. 834; № 30. – Ст. 3754; № 49. – Ст. 6079; 2008. – № 18. – Ст. 1942; № 30. – Ст. 3616; 2009. – № 1. – Ст. 20. – 23; № 52. – Ст. 6428; 2010. – № 21. – Ст. 2526; № 31. – Ст. 4196; № 49. – Ст. 6409; 2011. – № 27. – Ст. 3880; № 30. – Ст. 4576; № 49 (Ч. 5). – Ст. 7061 (далее по тексту: «Закон о регистрации»).
2 Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ от 30.11.2011 г. № 362-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 785; № 28. – Ст. 3261; 1999. – № 1. – Ст. 2; 2002. – № 12. – Ст. 1093; 2005. – № 1. – Ст. 18; 2006. – № 31. – Ст. 3437; № 52. – Ст. 5497; 2008. – № 18. – Ст. 1941; № 44. – Ст. 4981; 2009. – № 1. – Ст. 20; № 29. – Ст. 3642; № 31. – Ст. 3923; № 52. – Ст. 6428; 2010. – № 31. – Ст. 4196; 2011. – № 1. – Ст.ст. 13, 21; № 29. – Ст. 4291; № 30. – Ст. 4576; № 49. – Ст. 7040.
3 Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ в ред. ФЗ от 30.11.2011 г. № 346-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1; 2001. – № 33. – Ст. 3423; 2002. – № 12. – Ст. 1093; 2004. – № 11. – С т. 913; № 49. – Ст. 4852; 2006. – № 31. – Ст. 3445; 2007. – № 31. – Ст. 4016; 2008. – № 42.- Ст. 4698; № 44. – Ст. 4981; 2009. – № 1. – Ст. 14; № 23. – Ст. 2770; № 29. – Ст.ст. 3618, 3642; № 52. – Ст. 6428; 2010. – № 41. – Ст. 5193; № 45. – Ст. 5757; 2011. – № 1. – Ст.ст. 13, 21; № 30. – Ст. 4576; № 48. – Ст. 6728; № 49. – Ст. 7024.
4 Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. – М.: «Юстицинформ», 2006.
5 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2011 г. по делу № А14-11218/2010/344/10; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2008 г. № 12502/08; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2008 г. по делу № А55-18294/2007-3; Определение ВАС РФ от 28.08.2008 № 11046/08 по делу № А43-24062/2007-1-344 // СПС «КонсультантПлюс».
Оставить комментарий
Журнал
О проекте
Новости
• за сегодня •
• за вчера •
Новое
в трибуне
Новое в
разделе Наука
Юридическая
консультация
Вопрос:
Достаточно ли факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения за необоснованное умаление деловой репутации?
Ответ:
Факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения за необоснованное умаление деловой репутации. На истце в силу требований...