Системное совершенствование института мировой юстиции.

2 декабря 2021 г.
Системное совершенствование института мировой юстиции.
Выступление председателя Совета судей Российской Федерации В.В. Момотова на пленарном заседании Совета судей РФ 2 декабря 2021 года

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые члены Совета судей и приглашенные!

Советом судей Российской Федерации в 2021 году была продолжена работа по содействию реализации судебной реформы, инициированной Верховным Судом Российской Федерации, выполнению поручений IX Всероссийского съезда судей, а также подготовке к Х Всероссийскому съезду судей. В этом году Совет судей РФ уделял особое внимание вопросам совершенствования деятельности аппаратов судов, внедрения цифровизации и новых технологий в судопроизводство, повышения качества мировой юстиции, расширения инструментов взаимодействия судебной системы с гражданским обществом и средствами массовой информации.

Продолжается работа по системному изменению законодательства в части обеспечения работы аппаратов судов. В текущем году поддержаны Верховным Судом РФ и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты законов, регулирующих обеспечение служебным обмундированием судей и работников аппаратов судов.

Также в первом чтении Государственной Думой РФ приняты законопроекты, направленные на совершенствование правового статуса администратора суда. Принятие законопроектов позволит не только повысить статус администратора суда, но и позитивно отразится на деятельности аппаратов судов, качестве и сроках рассмотрения дел.

Совет судей РФ уделяет внимание совершенствованию работы не только судов, но и органов судейского сообщества. В октябре 2021 года по инициативе Совета судей РФ состоялся семинар-совещание секретарей советов судей кассационных, апелляционных судов общей юрисдикции, субъектов Российской Федерации. Обсуждались актуальные вопросы деятельности секретарей советов судей, в частности вопросы организации делопроизводства, ведения официальной интернет-страницы сайта совета судей, взаимодействия советов судей с органами судейского сообщества региона, а также региональными органами власти, вопросы наградной системы и другие. Кроме того, на обсуждение были представлены два проекта – Методические рекомендации о структуре информации, направляемой ежегодно советами судей субъектов Российской Федерации о проделанной ими работе за год, и Типовое положение о секретаре советов судей кассационных, апелляционных судов общей юрисдикции, субъектов Российской Федерации, последующее утверждение которых положительно отразится на качестве работы аппаратов советов судей.

Совет судей РФ считает важным и актуальным системное совершенствование института мировой юстиции. Граждане наиболее часто взаимодействуют с мировыми судьями. Ежегодно мировые судьи рассматривают около 80% дел, поступающих в российские суды. Во многом от качества именно их работы зависят признание авторитета судебной власти и уважение к ней гражданского общества.

В текущем году принят и с 5 июля вступил в силу Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Данный закон был разработан Советом судей с целью приведения к единому статусу федеральных и мировых судей, в частности введения в закон принципа несменяемости как дополнительной гарантии конституционного принципа независимости судьи.

Мировые судьи были единственными судьями, в отношении которых применялась практика постоянных переназначений. Каждый субъект Российской Федерации сам устанавливал сроки, на которые назначались и переназначались мировые судьи, в связи с чем не было и единой практики, сроки первоначального назначения мировых судей чаще всего составляли от 3 до 5 лет, практика последующих назначений варьировалась от 5 до 10 лет. В соответствии с новым порядком мировые судьи будут впервые назначаться на 3 года, а затем бессрочно.

Советом судей проанализировано приведение региональных законодательных актов в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом. На текущий момент в 83 субъектах РФ региональные законы о мировых судьях унифицированы согласно нормам федерального законодательства, в остальных субъектах РФ принятие законов планируется до конца года.

После вступления в силу Федерального закона         № 63-ФЗ в субъектах было назначено 462 мировых судьи, а в 2022 году в регионах планируется к назначению еще 1153 мировых судьи.

Также в текущем году принят и вступил в силу Федеральный закон № 284-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», регулирующий порядок замещения отсутствующих мировых судей. Закон будет способствовать равномерному распределению нагрузки в случае отсутствия мирового судьи по уважительной причине и повысит гарантии доступа граждан к правосудию.

Советом судей Российской Федерации на постоянной основе ведется мониторинг финансового и материально-технического обеспечения мировых судей.

В соответствии с действующим законодательством финансирование оплаты труда мировых судей осуществляется через федеральное финансирование Судебным департаментом при Верховном Суде, а материально-техническое обеспечение и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятый 18 апреля 2018 года Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей» существенно повысил гарантии недопустимости уменьшения объема финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей, контроль за расходованием бюджетных средств со стороны органов судейского сообщества и минимизировал случаи их необоснованного снижения.

Анализ практики применения советами судей субъектов Российской Федерации закона показал, что во всех региональных советах судей ведется большая работа по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, в том числе путем активного взаимодействия с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов. В некоторых случаях советам судей приходится активно отстаивать прежний уровень финансирования в связи с попытками региональных властей снизить расходы на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей.

Мы знаем, что у сложных проблем не бывает простых решений, но, как показывает практика в регионах, где между председателем суда, советом судей и региональными органами власти сложились хорошие, конструктивные рабочие отношения, там есть положительные результаты в решении вопросов материального обеспечения мировых судей и их помощников. Например, в Орловской области благодаря совместной работе Орловского областного суда, совета судей Орловской области и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Орловской области улучшено финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировой юстиции области, с 1 января 2020 года значительно увеличена заработная плата работников аппаратов мировых судей. В Амурской области результатом совместных усилий правительства региона и судейского сообщества стала последовательно реализуемая программа технологического развития мировой юстиции.

Однако есть и большое количество примеров, когда в регионах нет должного взаимодействия между судейским сообществом и исполнительными органами власти субъекта, что приводит к снижению гарантий обеспечения деятельности мировой юстиции. Так, советы судей Владимирской, Кемеровской, Сахалинской областей, Забайкальского края, республик Ингушетия, Марий-Эл, Хакасия и Крым отмечают недостаток финансирования мировой юстиции своего региона.

В Еврейской автономной области значительно уменьшено финансирование на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей на следующий год по сравнению с 2021 годом (на 46,17 % меньше расчета потребности финансовых средств). При этом причины столь значительного сокращения финансирования региональными органами власти не названы. В итоге мировые судьи лишены возможности как полноценно обеспечить осуществление правосудия в связи с невозможностью приобретения серверов для организации функционирования ГАС «Правосудие», так и решить такие материально-технические вопросы, как оснащение помещений судебных участков стеллажами для архивов, кондиционерами, монтаж охранно-пожарной и централизованной сигнализации.

Проблемы с обеспечением судебных участков почтовыми марками, конвертами, бумагой, картриджами, канцелярскими принадлежностями остро стоят в Республике Мордовия. Кроме того, компьютерная техника приобретается без учета потребностей мировых судей, что приводит к закупке техники низкого качества.

Также в большом количестве субъектов остро стоят проблема нехватки численности работников аппаратов мировых судей и вопросы стабильности кадрового состава аппаратов мировых судей. Такая ситуация наблюдается в Республике Мордовия, Чувашской Республике, Пермском крае, Ивановской области.

Большая текучесть кадров связана не только с высокой нагрузкой мировых судей, но и с низким уровнем оплаты труда работников аппарата. Так, в Ивановской области средняя зарплата помощника мирового судьи составляет около 16 тысяч рублей, а секретарей 13 тысяч рублей, что привело в итоге к дефициту кадров и увольнению в 2017 году 49 сотрудников аппарата, в 2018 году − 52 сотрудников, в 2019 году − 57 сотрудников. В итоге у 46 мировых судей области из 62 нет помощников, уровень обеспеченности мировых судей является одним из самых низких в Центральном федеральном округе. Об аналогичной проблеме сообщает судейское сообщество    г. Севастополя, где средняя заработная плата работников аппарата мировых судей составляет 20 тысяч рублей. В Ульяновской области штатная численность сотрудников аппарата мировых судей составляет 50% от предусмотренной законом. При этом в регионах, где советами судей совместно с региональными властями успешно решен вопрос финансирования мировой юстиции, заработная плата работников аппарата составляет в зависимости от стажа и должности от 24 до 50 тысяч рублей.

Кроме того, в некоторых регионах все еще сохраняются проблемы по размещению мировых судей в зданиях и помещениях, отвечающих санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, увеличению площадей архивных помещений мировых судей. Судебные участки лишены залов судебных заседаний, не приспособлены для рассмотрения дел с участием лиц, содержащихся под стражей.

Недостаточный уровень финансирования регионами потребностей мировой юстиции приводит к снижению качества работы мировых судей, которые вынуждены меньше времени уделять правовой составляющей и больше озадачены материально-техническими вопросами, поиском новых сотрудников, закупкой за счет своих средств канцелярских товаров и почтовых марок. Это абсолютно недопустимая ситуация, и ответственность за нее лежит и на исполнительных органах власти субъектов, и на региональных советах судей, которые не смогли донести и должным образом отстоять потребности и интересы мировых судей. Обращаюсь к советам судей субъектов и председателям судов субъектов, у которых сложились подобные ситуации: если вы исчерпали возможности взаимодействия в регионе, то обращайтесь в Совет судей Российской Федерации, мы привлечем внимание федеральной власти на состояние дел с финансированием мировой юстиции.

Совет судей РФ неоднократно обращал внимание на недопустимость снижения уровня обеспечения мировых судей и работников аппарата необходимыми ресурсами, так как нехватка средств напрямую влияет на качество и эффективность работы, реализацию права граждан на доступ к правосудию. С учетом изложенного Совет судей РФ считает необходимыми разработку и принятие на федеральном уровне единых финансовых и материально-технических стандартов обеспечения деятельности мировых судей для обязательного учета при формировании бюджета субъекта Российской Федерации.

В России 7698 мировых судей, и каждый в равной степени должен быть обеспечен всем необходимым для отправления правосудия − от бумаги и помещения до помощников и секретарей. Мы должны освободить мировых судей от рутинных и не свойственных им функций, чтобы они посвящали свое время исключительно служению Фемиде, защите прав и свобод граждан.

Надеемся, что будем услышаны, и региональные органы государственной власти будут с должным вниманием и пониманием относиться к потребностям мировой юстиции и ответственно подходить к обеспечению ее работы.

Также для мировых судей и для всей судебной системы острым остается вопрос снижения нагрузки на судей.

В отношении мировых судей субъекты Российской Федерации уполномочены перераспределять нагрузку либо посредством распределения судебных участков на своей территории, либо через создание новых судебных участков путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон (через Государственную Думу).

Главным основанием для создания нового судебного участка мирового судьи является превышение установленного законом порога численности населения в 23 тысячи человек на судебный участок. Однако данный критерий не учитывает другой важный фактор, влияющий на качество работы мировых судей, − фактический уровень нагрузки на мирового судью. Это приводит к формальному подходу, в том числе и со стороны Правительства РФ, в оценке потребностей субъектов РФ и судебной системы в новых судебных участках мировых судей.

Считаем назревшей необходимость изменения данного подхода в сторону учета при создании мировых участков не только количества проживающих граждан, но и количества дел, приходящихся на судью в течение определенного календарного периода, а также возможности физического доступа граждан к суду ввиду отдаленности некоторых судебных участков от населенных пунктов, где помимо проблем транспортного сообщения должны учитываться и климатические условия. Это позволит объективно оценивать потребности каждого субъекта РФ и позитивно отразится на снижении нагрузки на мировую юстицию.

Конечно, количество судей должно быть достаточным для обеспечения прав граждан на доступ к правосудию, однако само по себе увеличение количества судей является в какой-то мере тупиковым путем, так как не снижает ежегодно увеличивающееся количество дел, поступающих в суды различных уровней.

Как видится, решение проблемы нагрузки на судей лежит в другой плоскости, а именно, с одной стороны, в упрощении некоторых судебных процедур, а с другой − в активном расширении процедур досудебного урегулирования спора и примирительных процедур.

Для мировых судей перспективным является упрощение рассмотрения бесспорных денежных требований. Эти требования рассматриваются мировыми судьями в порядке приказного производства, которое осуществляется путем обмена документами без проведения судебного заседания. Количество таких дел составляет две трети всех дел, поступающих к мировым судьям. Перевод рассмотрения и документооборота в электронную форму по таким требованиям позволит снизить нагрузку на мировых судей и высвободить время на рассмотрение иных, более сложных дел, что повысит качество правосудия.

Судебным департаментом при Верховном Суде РФ уже разработана программа для формирования судебных приказов с использованием конструктора шаблонов судебных приказов в соответствии с типовыми бланками, разработанными Судебным департаментом и согласованными с Верховным Судом Российской Федерации.

Три участка мировых судей Белгородской области участвуют в пилотном проекте: при помощи соответствующей электронной программы готовятся судебные приказы при взыскании с граждан имущественного, транспортного и земельного налогов. Планируется, что в дальнейшем данная программа будет доступна для всех мировых судей.

Концепция информационной политики судебной системы на 2020 − 2030 годы предусматривает создание единого информационного пространства для судов всех уровней, которое обеспечивает дистанционную реализацию процессуальных прав граждан и организациями на всей территории России. В настоящее время выбор программного обеспечения, используемого мировыми судьями, отнесен к компетенции региональных органов власти, в связи с чем в 13 субъектах Российской Федерации на судебных участках мировых судей используются технологии, не входящие в состав ГАС «Правосудие».

Использование единых технологий судами позволяет обеспечивать доступность правосудия для граждан, оперативность обмена информацией и способствует дальнейшему повышению качества отечественного правосудия. В целях унификации технологического обеспечения деятельности судов предлагается предусмотреть обязательное использование мировыми судьями программно-аппаратных средств ГАС «Правосудие», необходимых для осуществления судопроизводства и делопроизводства.

Ранее мы уже обращали внимание на потенциал использования обязательного досудебного порядка урегулирования споров в целях оперативного разрешения конфликтов без последующей передачи спора в суд. Наблюдается положительная динамика в связи с работой института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, благодаря работе которого не только повышается уровень защиты прав потребителей финансовых услуг, но и снижается нагрузка на судебную систему. Так, в прошлом году к финансовому омбудсмену поступило свыше 187 тысяч обращений, из которых 99 процентов − это споры в сфере страхования.

За 9 месяцев 2021 года финансовым уполномоченным рассмотрено 85 478 обращений, по 29 452 из которых приняты решения об удовлетворении требований потребителей финансовых услуг. Часть принятых решений, а именно 10 346 (т.е. около 35 %), были обжалованы финансовыми организациями в судебном порядке.

Также с января текущего года финуполномоченному переданы досудебные споры граждан с банками, негосударственными пенсионными фондами (НПФ), ломбардами и кредитными потребительскими кооперативами. Из поступивших в текущем году обращений потребителей финансовых услуг в отношении негосударственных фондов 22% касались вопроса неправомерного перевода средств пенсионных накоплений в негосударственные фонды, что не входит в компетенцию финуполномоченного. Считаем целесообразным наделить финансового уполномоченного правом рассматривать обращения застрахованных лиц, содержащих требования о восстановлении положения, существовавшего до незаконного перевода пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд. Досудебное урегулирование таких требований несомненно разгрузит суды и позволит гражданам получить оперативную защиту своих прав.

В целом необходимо расширять круг споров, по которым стороны обязаны использовать досудебное урегулирование, которое при этом не должно ограничиваться только претензионным порядком. Необходимо также установить четкие единообразные правила такого урегулирования, соблюдая баланс между необходимостью поиска взаимоприемлемого компромисса и недопустимостью нарушения права на судебную защиту.

Предлагается рассмотреть возможность введения досудебного урегулирования споров между дольщиками и застройщиками. Сейчас дольщики направляют претензии строительной компании, в случае неудовлетворения которых могут обратиться в суд для защиты своих прав. Однако лишь небольшая часть конфликтов между участниками долевого строительства и застройщиками успешно решаются в досудебном порядке. На наш взгляд, участие третьего лица на досудебной стадии позволило бы снизить напряжение и конфликтность, которые часто возникают между сторонами по таким спорам, что способствовало бы мирному решению конфликта без обращения в суд.

Кроме того, видится необходимым создание такого правового механизма, при котором в случае не достижения согласия между застройщиком и дольщиком и последующим удовлетворением судом законных требований дольщика, к застройщику применялись экономически неблагоприятные для него меры.

Также ранее Советом судей РФ отмечалась необходимость выделения отдельных категорий гражданских дел, по которым проведение судебного примирения являлось бы обязательным и необходимым условием обращения в суд (по делам, связанным с разделом совместно нажитого имущества между супругами, определение порядка общения с детьми и др.). Также возможно расширение сферы использования обязательных досудебных примирительных процедур по спорам с участием органов власти.

Реформа примирительных процедур, инициированная Верховным Судом Российской Федерации, позволила не только создать дополнительные инструменты для мирного урегулирования конфликта, но и задействовать потенциал и бесценный опыт по-настоящему высококвалифицированных специалистов − судей в отставке. В настоящий момент Верховным Судом утвержден список из 328 судебных примирителей, в июле текущего года принято постановление Пленума № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства».

Однако судебное примирение, как и другие примирительные процедуры, все еще недостаточно востребовано, потенциал судебного примирения не раскрыт. Этому есть несколько причин: объективные причины, к которым относятся невысокая государственная пошлина, возможность принудительного исполнения судебного акта, а также субъективные (высокий уровень конфликтности в обществе, неосведомленность спорящих сторон о примирительных процедурах и другие).

Представляется, что в целях реализации такой задачи судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений, целесообразно наделить суд правом по своему усмотрению объявлять перерыв в судебном заседании, откладывать судебное разбирательство и направлять спорящие стороны на обязательную информационную встречу с судебным примирителем. В рамках такой встречи судебный примиритель мог бы разъяснить сторонам сущность и преимущества судебного примирения перед судебным разбирательством, особенности его проведения и ответить на вопросы сторон.

Кроме того, представляется перспективным закрепление условия об обязательном досудебном обращении к судебному примирителю или медиатору по некоторым категориям дел (например, с повышенной социальной и экономической значимостью) в случае, если какой-либо обязательный досудебный порядок по той или иной категории споров отсутствует, а при наличии такого порядка – закрепить возможность замены законодательно установленной примирительной процедуры (например, претензионного порядка) на судебное примирение.

К числу таких дел можно отнести дела по семейным спорам, а также спорам о защите прав потребителей, корпоративные, связанные с защитой деловой репутации.

Представляется также целесообразным по аналогии с медиативным соглашением, нотариальное удостоверение которого с недавних пор придает ему статус исполнительного документа, закрепить аналогичное правило и в отношении соглашения, заключаемого в процессе использования процедуры судебного примирения, если такая процедура используется в качестве обязательного досудебного порядка, установленного федеральным законом.

Реализация данных предложений будет способствовать активному использованию судебного примирения. Кроме того, в целях повышения доступности судебного примирения необходимо увеличить количество примирителей, а также закрепить возможность использования данной примирительной процедуры посредством веб-конференции.

В соответствии с действующим законом деятельность медиаторов на профессиональной основе могут осуществлять судьи, пребывающие в отставке. В соответствии с законом о медиации списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов, ведутся советами судей субъектов Российской Федерации. Считаем, что необходимо активизировать работу по формированию и ведению данных списков.

Комиссии Совета судей по этике необходимо проанализировать и дать оценку возможностям судей в отставке при сохранении их статуса и ежемесячного пожизненного содержания участвовать в иных процедурах досудебного урегулирования споров между гражданами и организациями.

Воплощение в жизнь высказанных предложений не только уменьшит конфликтность российского общества, укрепит его социальные и экономические связи, снизит нагрузку на судей, но и позволит реализовать потенциал высококлассных специалистов с богатым профессиональным и жизненным опытом, которыми являются судьи в отставке.

В целях снижения нагрузки на районные суды предлагается расширить компетенцию мировых судей. Статистика рассмотрения дел мировыми судьями свидетельствует о высокой эффективности работы мировых судей, стабильность судебных решений составляет 99 %, поэтому качество рассмотрения останется высоким.

В 2018 году по инициативе Верховного Суда РФ уже была повышена цена иска по делам рассматриваемым мировыми судьями в сфере защиты прав потребителей, с 50 до 100 тысяч рублей. С учетом социально-экономических реалий Совет судей считает целесообразным увеличение цены иска до 100 тысяч рублей по делам о разделе между супругами совместно нажитого имущества и делам по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности. В настоящий момент мировые судьи уполномочены рассматривать данные категории дел при цене иска до 50 тысяч рублей.

Также с октября 2019 года мировые судьи рассматривают дела о взыскании алиментов только в рамках приказного производства, а при наличии спора между сторонами − районные суды. С учетом высокой нагрузки районных судов, а также приближенности именно мировых судей к населению предлагается дела о взыскании алиментов, иски об изменении, о расторжении или признании недействительным соглашения об уплате алиментов, а также иные дела по спорам, связанным со взысканием алиментов (например, об освобождении от уплаты алиментов, о взыскании неустойки в связи с несвоевременной уплатой алиментов), передать на рассмотрение мировых судей.

Надеемся, что в случае реализации вышеперечисленных мер не только снизится нагрузка на судебную систему, но и понизится уровень конфликтности в обществе. Ранее наши усилия были направлены на повышение правовой грамотности и правосознания граждан, разъяснялась возможность защиты своих прав в судей, упрощался порядок обращения. Теперь же новой нормой общественного поведения должно стать стремление мирного урегулирования спорных отношений. Судейскому сообществу необходимо популяризировать примирительные процедуры, освещая положительный опыт в средствах массовой информации и через свои информационные ресурсы.

Совет судей ежегодно проводит мероприятия, направленные на повышение открытости судебной власти и выстраивание конструктивного диалога между обществом и судебной системой.

В 2021 году состоялся первый Всероссийский онлайн-марафон «Пресс-день судов», в котором приняли участие представители органов судейского сообщества, председатели и работники судов, управлений Судебного департамента, журналисты федеральных и региональных средств массовой информации. В рамках онлайн-марафона участники имели возможность узнать об уникальном опыте работы региональных судебных систем: о реализуемых проектах, об интересных фактах, о коллективах судов, персоналиях, событиях. Подобные мероприятия позволяют обмениваться лучшими практиками и выстраивать единую политику в сфере информирования и взаимодействия с институтами гражданского общества.

В сентябре 2021 года представители судейского сообщества традиционно приняли участие в очередном  XXV Форуме журналистики «Вся Россия-2021».  На многочисленных площадках Форума прошли мастер-классы, прочитаны лекции, состоялись интенсивы и дискуссии, круглые столы, выставки, медиаигры, встречи с деятелями науки и культуры, были подведены итоги творческого конкурса медиафорума «Вся Россия-2021».

На площадках форума обсуждались вопросы взаимодействия судов и СМИ, повышения открытости и доступности правосудия, профессионального освещения работы судов, формирования правосознания и повышения правовой культуры граждан, укрепления доверия к судебной власти. Шла речь о приоритетности открытости и гласности судов как первоисточников достоверной информации для СМИ и граждан, особенно о резонансных делах. Участники подчеркивали, что судам необходимо самим задавать тон информационной повестки, в ином случае граждане полагаются на оценки судебной системы, которые формируются СМИ в медиапространстве.

В мае текущего года комиссия Совета судей по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации провела выездное заседание комиссии в Республике Адыгея, в рамках которого обсуждались вопросы взаимодействия судов и средств массовой информации, повышения открытости и доступности правосудия, профессионального освещения работы судей и судов, соблюдения судейской и журналистской этики, формирования правосознания и повышения правовой культуры граждан, укрепления доверия к судебной власти.

Совет судей уделяет внимание повышению качества и профессионализма в работе пресс-служб судов. В ноябре 2021 года состоялся вебинар на тему «Популяризация деятельности судов на примере положительного опыта пресс-служб регионов». Также в текущем году проводится Всероссийский конкурс пресс-служб районных (городских) и гарнизонных военных судов субъектов Российской Федерации. Конкурс проводится по итогам работы с 2016 по 2020 год в двух номинациях «Лучший реализованный проект» и «Лучшая организация работы со средствами массовой информации».

Важно продолжать повышение доверия журналистского сообщества к судейскому корпусу. В связи с этим на пресс-службах судов лежит задача не только информационного освещения деятельности судов, но и формирования имиджа судебной системы.

Благодаря стремительному развитию медиа-индустрии судебная система может транслировать свое экспертное мнение для повышения авторитета судебной власти и доверия к ней. Необходимо выходить на прямое взаимодействие с представителями ведущих СМИ регионов. Перед нами стоит задача поиска новых способов предоставления информации и взаимодействия с медиапространством.

Новые реалии жизни связаны с социальными сетями, формирующимися своими законами, правилами поведения, своей этикой, что заставляет идти в ногу со временем. Помимо подготовки традиционных пресс-релизов и официальных ответов на запросы необходимы активное сотрудничество с публичными страницами (блогами) в социальных сетях, создание собственных телеграмм-каналов, проведение прямых трансляций из залов судебных заседаний и демонстрация роликов на YouTube.

Совет судей прилагает много усилий по созданию единой системы информирования гражданского общества о работе судебной системы России. Однако назрела необходимость от координации пресс-служб и различных площадок перейти к единому медиаресурсу, способному полноценно освещать деятельность судебной системы для создания позитивного имиджа и повышения доверия граждан к правосудию. На наш взгляд, таким ресурсом может стать открытие информационного канала на видеохостинге YouTube. Ежегодно популярность данного видеохостинга только растет, и можно справедливо сказать, что он становится достойным конкурентом телевидению. При этом затраты на ведение ютуб-канала ниже, чем телеканала. В настоящее время мы разрабатываем перечень возможных тем и программ информационно-образовательного характера, с помощью которых можно будет не только транслировать актуальные новости судебной системы, но и вести просветительскую деятельность в части защиты прав и свобод человека.

Неотъемлемой частью работы Совета судей РФ является рассмотрение обращений граждан. Дисциплинарной комиссией Совета судей Российской Федерации за прошедший период рассмотрено 652 жалобы и обращения, доводы заявителей по 26 жалобам нашли свое подтверждение.

В Комиссию по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий переданы 27 обращений, данные о нарушениях ни в одном из них не подтвердились. В Комиссию по этике поступило 23 обращения, они рассмотрены и по 19 из них даны ответы, а также принято 10 заключений. Большая часть вопросов связана с возможностью судей в отставке занимать те или иные должности. Все заключения комиссии размещаются в открытом доступе на сайте Совета судей. В целом обращения комиссиями Совета судей РФ были рассмотрены с соблюдением установленных порядка и сроков, заявителям направлены подробные ответы и разъяснения. Благодарю своих коллег за качественную работу.

Совет судей Российской Федерации не оставляет без внимания поощрение судей и работников аппаратов судов за высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. Это направление работы является для нас постоянным, но совершенно не рутинным, мы внимательно рассматриваем характеристики и с удовольствием поощряем тех судей и работников аппаратов судов, которые своей качественной работой и ответственным отношением к делу формируют положительный имидж судебной власти. 

С начала текущего года в Совет судей поступили представления о награждении 451 человека, из них приняты положительные решения в отношении 437 кандидатов: 128 человек награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы», 128 человек – Почетной грамотой Совета судей, 181 человек – наградными знаками «За служение правосудию». Кроме того, благодарностью Совета судей награждены 125 судьи и работников судебной системы.

Уважаемые коллеги, в 2022 году Совету судей РФ исполняется 30 лет! За эти годы Совет судей последовательно повышал и укреплял статус судей, активно участвовал в совершенствовании деятельности судебной системы, представлял интересы всего судейского сообщества. Мы стараемся со всей ответственностью и вниманием относиться к потребностям судей и работников аппаратов судов, стремимся приложить все усилия для создания наилучших условий для судебной системы России.

Все эти годы, несмотря на сложные социальные процессы, происходящие в нашей стране, голос Совета судей был слышен, его деятельность всегда была направлена на решение острейших проблем и устранение противоречий в постоянно развивающейся и обновляющейся судебной системе нашего государства. Результативность деятельности высшего органа судейского сообщества обеспечивалась последовательной и неуклонной поддержкой Верховного Суда Российской Федерации и его Председателя Лебедева Вячеслава Михайловича.

Благодарю всех, кто принимал и принимает живое активное участие в нашей работе. Желаю всем крепкого здоровья и дальнейших успехов!







778

Оставить комментарий




















Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ